Тамерлан Ибраимов, политолог 01/03/2007, De-Факто Многих волнует вопрос - что нам следует ждать от предстоящего сезона политической активности? Есть несколько вариантов возможного развития событий Политическая система Кыргызстана наконец-то стала походить на лучшие образцы стран развитой демократии. Оппозиция чувствует себя защищенной и свободно ведет борьбу за политический олимп. Власть не позволяет себе прибегать к незаконным методам давления на конкурентов. В стране функционирует эффективная система судебной защиты прав граждан и в случае их нарушений выносит обоснованные решения невзирая на лица и степень их приближенности к главным чиновникам страны. Политическая жизнь характеризуется открытостью и наличием «правил игры», которые соблюдаются всеми сторонами, что создает предпосылки для предсказуемости и устойчивости социо-политического пространства. Все это ведет к неуклонному накоплению капитала гражданами страны, стабильному росту и укреплению среднего класса. Инвесторы из соседних стран, доверяя системе правосудия Кыргызстана и зная, что не при каких обстоятельствах собственность у них незаконно не будет отобрана, вкладывают свои капиталы в экономику Кыргызстана и хранят сбережения в финансовых учреждениях нашей страны. Республика становится торговым и культурным центром региона. Наши граждане, выехавшие на заработки за рубеж, возвращаются на родину и открывают свой бизнес, стимулируя тем самым развитие национальной экономики. Это все про нас, но из описания ситуации где-то лет через двенадцать. Пока же, к сожалению, картина далеко не такая, а если быть более адекватным, то прямо противоположная. И главной причиной тому остается устаревшая политическая система, которая генерирует рост коррупции, уход капиталов в тень, неправовые методы борьбы с оппозицией и, как следствие, ответную реакцию со стороны оппонентов власти. Общество понимает, что власть реагирует только на язык силы, что приводит к росту радикальных настроений. Недавние бурные события, как те митинговые выступления оппозиции, запутанная и непоследовательная конституционная реформа, разрыв тандема Бакиев-Кулов, тому подтверждение. Знаковым событием последнего времени стал переход Ф.Кулова в стан оппозиции. Очевидно, что такая яркая личность способна в значительной мере изменить расклад сил, сложившийся в стране за последние два года. В связи с этим можно сказать, что тревожные ожидания в обществе — характерная черта нынешнего периода. Изменения могут приобрести достаточно радикальный характер. Многих волнует вопрос - что нам следует ждать от предстоящего сезона политической активности? Есть несколько вариантов возможного развития событий. Попробуем их рассмотреть. Вариант первый. Оппозиция, получив в лице Ф.Кулова, ярко выраженного харизматика, начнет, наконец, объединяться вокруг него, В этом случае оппозиционное движение может превратиться в мощную силу, способную влиять на президента, подвигая его к проведению реформ в стране. Вариант возможный, но маловероятный. Прежде всего, из-за персонального состава нынешней оппозиции, где никто не жаждет уступать пальму первенства. Более правдоподобным выглядит ситуация, когда Кулов сможет объединить вокруг себя часть оппозиции, но она все же не станет единым организмом, претендующим на политическую власть. Кулов, по сути, порождение системы, уходящей корнями в акаевские времена, и прекрасно умеет улавливать «веяния времени». Его способность все просчитывать и в нужный момент делать громкие заявления не всегда подкреплялась желанием выдвигать и реализовывать по настоящему системные требования. В этом смысле борьба власть-оппозиция скорее всего станет (или вернее продолжит быть) сложно закрученной интригой с отдельными победами той или иной стороны, где главным призом будет не проведение реальных реформ, а экономические и управлен¬ческие преференции для более успешной стороны. Вариант второй, Президент Бакиев, избавившись от «нелюбимого» премьера, «поставив на место» мятежный парламент и почувствовав себя, наконец, единственным «хозяином» страны, начнет проводить политику, отвечающую его представлениям о роли и месте государства в обществе. Эти представления можно уложить в расхожую фразу, не раз высказываемую президентом — «хватит заниматься политикой, нужно заниматься экономикой». Звучит привлекательно, но в контексте Кыргызстана это выглядит таким образом — президент имеет монополию на принятие политических (читай всех общественно значимых) решений, а общество должно заниматься созданием национального продукта. Но в том то и дело, что сложно не думать о политике и просто работать на благо себя и своей семьи в условиях, когда уровень благосостояния каждого в отдельности гражданина напрямую зависит от степени приближенности к государственно-бюрократическому аппарату. Иными словами, нет никакой гарантии, что собственность гражданина будет неприкосновенна, а его права, в том числе и на предпринимательскую деятельность, защищены. Эту ситуацию можно было бы стабилизировать при наличии большого количества «дармовых» денег, как это получается в странах с богатыми углеводородными запасами, но в Кыргызстане «пирог», предназначенный для дележа слишком мал, чтобы удовлетворить аппетиты всех значимых политических элит. Отсюда вывод — при сохранении нынешней системы, отдельные граждане и их объединения по-прежнему будут рваться к политической власти с целью получения экономических благ, что означает — политикой занимались и будут заниматься. Вариант третий. Президент Бакиев, считая, что вся экономическая и политическая власть сейчас сконцентрирована в его руках, предпримет шаги по силовому давлению на оппозицию с целью ее разгрома и сведения на нет реального политического плюрализма в стране. Такое развитие событий крайне нежелательно для Кыргызстана. Во-первых, потому что совершенно ясно, что у власти не хватит экономических ресурсов для доведения этой работы до конца. Политика «железной руки» требует значительного финансирования. А во-вторых, для ее осуществления необходимо наличие в стране достаточно многочисленной социальной группы безоговорочно поддерживающей «железную руку». Такая социальная группа может формироваться на этнической, клановой, региональной или политической основе. Ни того, ни другого у нынешнего президента нет. Аморфность и непредсказуемость социальных стран Кыргызстана — факт, с которым необходимо считаться. Таким образом, «железная рука» неизбежно столкнется с «кирпичной стеной», осколки от удара о которую будут являть собой борьбу, в том числе вооруженную, что иными словами называется гражданской войной. Вариант четвертый. Президент и оппозиция договариваются о «правилах игры», что означает – президент и оппозиция не допускают силового давления на своих оппонентов. Политическая жизнь и, прежде всего, циркуляция и смена политических элит происходит по «договорным правилам» (в соответствии с законом и политической традицией, основанной на демократических ценностях). Вариант также маловероятный. Все два предыдущих года, прошедших после 24 марта 2005 говорят о том, что такое вряд ли возможно из-за политических взглядов, моральных и поведенческих особенностей ряда наиболее влиятельных факторов политической сцены страны. Вариант пятый, наиболее вероятный. Весна, как впрочем и весь 2007 год, будут характеризоваться перманентной политической борьбой с периодическими вспышками и затишьями. Кардинальные преобразования, ведущие к оздоровлению политической системы на фундаментальном уровне, вряд ли будут осуществлены в этот период. Возможны скандалы и провокации против оппозиционных лидеров, а также гром кие отставки членов правительства, как временные маневры власти в неблагоприятные для нее периоды. Нынешние лидеры оппозиции, вероятно, пойдут на союз с Куловым исходя из тактических задач, однако ее системного объединения вряд ли стоит ожидать. Оппозиция будет применять привычные методы политической борьбы — митинги, акции неповиновения, разоблачения в СМИ. Власть будет использовать доступные ей способы - обвинения в незаконной экономической деятельности, отъем собственности, запугивание. Ситуация вряд ли изменится коренным образом в ту или иную сторону. Таким образом, резюмируя вышесказанное можно сделать два вывода — один плохой, а другой не очень. Плохой — проведение системных реформ в ближайшее время обществу не следует ожидать. Фраза которую недавно сказал президент — «эта конституция потрепала нам нервы» — говорит о том, что конституционная реформа, которая, несомненно, является ключевым элементом системных преобразований, рассматривается властью как ненужная обуза, отвлекающая от более «серьезных» дел. То есть, успешное развитие экономики республики не ставится в зависимость от политического устройства общества. Опыт развитых стран свидетельствует, о неверности такого подхода. И дело тут не в том какая форма правления выбрана, а какая отвергнута. Все гораздо проще — или у нас есть эффективная система госуправления, гарантирующая защиту прав граждан и стимулирующая рост их благосостояния или ее нет. И второй, не очень плохой и даже обнадеживающий вывод — политический ландшафт Кыргызстана характеризуется отсутствием у какой-либо части политической элиты абсолютного превосходства в ресурсах различного типа (финансовый, общественно-политическая поддержка населения и т.п.). Такое положение вещей будет вести либо к хронической нестабильности в обществе, что естественно нежелательно, либо к поиску компромиссов и желанию все-таки разработать и принять «правила игры», гарантирующие права как властвующей, так и оппозиционной элиты. Принятие и соблюдение таких правил, пусть даже из чувства личного самосохранения (что нормально), постепенно должно привести к формированию демократически направленной, а значит продуцирующей поступательное движение, политической системы, пользу от которой будут получать все граждане страны. От того, в каком направлении пойдет политический процесс в республике и будет, в конечном счете, зависеть, что станет символом нынешнего периода по прошествии определенного времени — подснежники системных реформ или тюльпаны очередной революции.
Источник: http://www.tazar.kg/news.php?i=3414 |