Сергей Слепченко эксперт Центра общественных технологий То, что люди уезжают за пределы Кыргызстана в поисках работы – не хорошо и не плохо. Все зависит от того, какую цель вы преследуете. Если брать вопрос решения многих социально-экономических проблем здесь в стране, в первую очередь вопросы, связанные с финансами, то это – хорошо. Если брать завтрашний день или хотя бы часть аспектов, которые существуют, то есть и негативные стороны. Структурные преобразования в экономике приводят к тому, что где-то отрасль затухает, где-то нарождается и приток рабочей силы – это естественный процесс. Вопрос в том, может ли государство управлять этим процессом или нет. До сегодняшнего дня, практически, не управляло. Мы имели стихийные процессы, люди через знакомых и родственников узнавали, где лучше, делали сами оценку рисков, безопасности. А на первом месте стоял вопрос финансовый. Давайте, разделим человека, пересекающего границу на постоянное место жительства и трудового мигранта, который едет с точки зрения получения доходов и возвращения. Слой самозанятых людей – мелких предпринимателей, тоже стали относить к трудовой миграции. Хотя здесь сложно сказать, челноки, которые возят грузы и реализуют в России – это трудовой мигрант или это специализированный вид бизнеса. Но, считается, раз самозанятые, то они тоже относятся к трудовой миграции. По соглашениям между Кыргызстаном и Россией в пункте по самозанятым людям вписали, что будет упрощенная форма предпринимательства по патентам и в России. Не знаю, ратифицировала этот закон Госдума или нет. Ключевая проблема в трудовой миграции то, что у нас 5% - легальная миграция и там никаких проблем нет, а 95% или 93% – теневая, и процентов 3 или 4 – это, так называемая, криминальная миграция. Наибольший социальный резонанс происходит по поводу криминальной и «серой» трудовой миграции, которая ориентирована на теневой рынок. Понятно, что на рынках граничащих с нами стран, как Казахстан и Россия, освобождаются рыночные ниши и эти ниши заполняются выходцами из других стран. Если брать Россию, то она сейчас попала в достаточно сложную ситуацию, которая называется демографический провал, плюс, часть территорий, возможно, она может потерять в силу того, что просто нет населения. Скажем, по Дальнему Востоку они напрямую ставят вопрос о том, чтобы выходцы из СНГ помогали осваивать территории и закреплять их, т.е. повышается спрос на трудовых мигрантов или на то, что называется новым термином антропоток отсюда. Вопрос заключается в том, что наша система образования, начиная от средней, средне-специальной и высшей специальной школы, при подготовке своей продукции в виде профессиональных квалификаций не учитывают требования рынка. Поэтому молодежь получает образование, дипломы, но реально работать не может. По Казахстану динамика экономического роста привела к тому, что у них возникли проблемы с дефицитом профессиональных кадров. И в России, и в Казахстане существует дефицит квалифицированных кадров. Если Кыргызстан начнет специализацию по подготовке квалифицированных кадров, то будет достаточно гармоничная ситуация, учитывая, что у нас демографическая ситуация пока хорошая. Пока не будет реальной стратегии развития страны, говорить о полном регулировании этого вопроса не представляется возможным. Но отдельные аспекты можно: это вопросы пребывания наших граждан за рубежом, то, что мы называем логистикой – перемещение, перевод денег, подготовка людей и легализация или сокращение теневого рынка. Это вполне возможно. А управлять процессом, если в перспективе не будет стратегии страны – сложно. -------------------------------------------------------------------------------- Жума Абдуллаев зам. председателя Ассоциации кыргызских диаспор России и Казахстана, вице-президент ОФ «Замандаш» Надо обратить внимание на тот факт, что всякому «хорошо» есть свой предел. В настоящее время наша внешняя трудовая миграция, можно сказать, подошла к пределу, за которым начинается – плохо. Большая часть трудоспособного населения находится де-факто за рубежом и эта тенденция продолжается. Причина, которая вынуждает их выезжать за пределы республики, главным образом, необеспеченность работой. И если не предпринимать какие-то меры, мы завтра можем столкнуться с рядом других проблем, которые сейчас имеют скрытую, но угрожающую тенденцию. Например, снижение количественного состава граждан республики. Есть такая статистика: в день на волне миграции мы теряем 14-18 человек. Сейчас идет тенденция массового принятия российского и казахстанского гражданства. Но есть, конечно, и положительные моменты. Люди там зарабатывают и перечисляют сюда деньги, как в помощь своим семьям, так и в виде оборотных средств от своего бизнеса. В тех разных цифрах, которыми оперируют СМИ, есть соответствующая сегментация, и большая часть этих сумм перечисляется в республику в качестве оборотных средств на закупку товаров. В прошлом году, когда мы готовились к организации выборного процесса на территории России и Казахстана и непосредственно в этом участвовали, мы, проведя поверхностный опрос всех регионов России и Казахстана, получили цифру 300-330 тысяч мигрантов по России и где-то до 100 тысяч в Казахстане. Институциональная поддержка, которая сейчас вырабатывается и активно ведется, в частности, Госкомитетом и парламентом, в принципе, решила бы те проблемы, которые существуют. Но здесь надо обратить внимание на ряд бюрократических факторов, которые в процессе переговоров надо поставить, как краеугольный камень. Например, приехал человек в Россию, зарегистрировался на 90 дней, но это еще не значит, что он имеет право по этой регистрации работать. В течение 90 дней он должен получить разрешение на трудовую деятельность. В этом плане у тех, которые устраиваются на работу, имея непосредственного официального работодателя, проблем, как таковых, нет. Если сами они на этом настаивают и если отдел кадров, менеджер по персоналу этой компании заинтересован в этом, они это делают, тем более там компании в этом отношении достаточно законопослушны. Другое дело, наши сограждане, которые торгуют на рынках. Они в настоящее время пребывают в абсолютном правовом вакууме. Они сами себя обеспечивают работой, они не являются работодателями и в то же время не являются наемными рабочими. Здесь бы я предложил в ближайшую повестку переговоров внести именно этот сегмент трудовых мигрантов, торговых мигрантов, может мы их так и должны выделить. Они до сих пор не имеют право получить статус индивидуального предпринимателя, который у нас называется частным предпринимателем. Вообще, проблем очень много, главным образом, эти проблемы начинаются здесь на уровне информации, какого-то обучения. Надо вести работу и там, на местах должны быть какие-то пункты, которые могли бы оказывать юридическую правовую помощь. В России есть, так называемые, квоты на привлечение иностранной рабочей силы. В различных регионах градируется согласно местным условиям. Эти градации максимально приближены к реалиям, но они составляются на год вперед, формируются где-то в октябре-ноябре, и на следующий год закрепляется. Например, регион установил в пределах 30% на основе поступаемых заявок от работодателей, на этом все замораживается. Здесь необходима гибкость. Если квота по привлечению иностранных рабочих каждый месяц будет обновляться, было бы меньше проблем. В России в основном требуются строительные специальности, много наших сограждан на лесоповалах, много, как уже было озвучено, на уборках улиц, на черновых работах. В то же время, сейчас очень хорошая тенденция на рекрутинг высококвалифицированных специалистов. Если хорошо изучать конъектуру рынка труда, можно найти хороших специалистов даже среди челноков, среди тех, кто задействован на черновых работах, для них тоже есть вакансии. Но здесь надо обратить внимание на такой факт: прежде чем вывозить людей, надо обратить внимание на так называемых «висячих» мигрантов, которые де-факто депортированы, но, не имея средств на выезд, пребывают в абсолютном правовом вакууме, не могут выплыть и им никто ничего не подбрасывает. Только в Москве таких людей около 2 тысяч, надо их в срочном порядке трудоустроить или же перевезти сюда, первым делом надо начать с этого. -------------------------------------------------------------------------------- Кубанычбек Исабеков депутат ЖК Кыргызской Республики По данным Федеральной миграционной службы России на 1 января – 320 тысяч наших граждан пересекли российско-казахскую границу. В Казахстане в летнее время количество людей увеличивается в связи с началом сельскохозяйственных работ. Сейчас уже начались выезды, особенно с южных регионов. С Ноокатского района только выехали около 15 тысяч человек. Самое плохое то, что у нас в республике отсутствуют рабочие места, особенно в сельской местности и, больше всего, в южных регионах. Вторая причина - низкий уровень заработной платы, поэтому наши люди и уезжают. Также плохо, что на наш генофонд наносится большой урон. Трудоспособная часть населения, особенно молодежь, физически здоровые, грамотные и умные люди уезжают, в дальних селах остаются одни пожилые люди. И численность детей, поступающих в школу, в первые классы, также уменьшается. Хорошо, что все-таки они сами себя прокармливают вместо того, чтобы идти на преступления или еще на что-то негативное. Кроме этого, они содержат родных, приносят бюджету республики большую пользу, доход поступает в виде денег, в виде товаров и наша национальная валюта – сом, тоже держится за счет наших мигрантов. В целом сейчас в Кыргызстане миграционная политика только становится на ноги. Законодательная база улучшается. Кыргызстан среди стран ЦА и вообще СНГ идет впереди. По международным оценкам МОД, МОМ, ПРООН наша законодательная база все-таки лучше. Вместе с тем мы - страна, экспортирующая труд, и нам нельзя успокаиваться. В связи с тем, что у нас повсюду знают русский язык, основные наши мигранты находятся в России и в соседнем Казахстане. Соответственно, политика в области правовой защиты наших трудовых мигрантов, в первую очередь, должна быть направлена на эти страны. Мы создали несколько законов о внешней трудовой миграции. Это первый базовый закон в странах СНГ, сейчас Европарламент поддерживает его. Кроме изменений и дополнений, мы внесли в Закон о внешней миграции статью, что российским и казахским гражданам разрешено находится у нас в республике без регистрации до 90 дней. Это очень большой плюс. Мы сейчас просим, чтобы эти государства предоставили такие же преференции нашим гражданам. Мы создали совместную экспертно-юридическую группу, и российское законодательство будет ориентировано на интеграцию нашей законодательной базы. Основные проблемы мигрантов – это регистрация и получение разрешения на трудовую деятельность. По российскому законодательству регистрация должна проводиться в течение трех суток, но, бывает, люди приезжают в выходные, и, волей-неволей, раз нет жилья и приглашения, мигрант становится жертвой незаконных поборов со стороны правоохранительных органов, пограничников, таможенных служб и т.д. Когда российская сторона пойдет нам навстречу, по примеру с Украиной, где украинским гражданам разрешили регистрацию в течение трех месяцев, то первая проблема будет снята. Но многие наши соотечественники не хотят получать разрешения на трудоустройство. В России из 300 с лишним тысяч человек наших мигрантов, только семь с половиной тысяч человек имеют официальное разрешение на трудоустройство. Многие наши мигранты работают в тени, потому что это связано с налогами. Работодатели в России также не хотят, чтобы мигранты были официально оформлены, потому что юридическим лицам надо вносить залоговую сумму, получать разрешение на наем иностранных граждан, соответственно, наши и в социальном плане не защищены. Если кто заболеет, российская сторона за лечение берет в двукратном размере, т.к. у него нет регистрации, и в больнице его не принимают. Дети рождаются – такие же проблемы. Еще об одной важной проблеме хотелось бы сказать. Многие из наших мигрантов скоро подойдут к пенсионному возрасту. Хотя они там трудятся, зарабатывают, родным помогают, здесь у нас будут получать минимальную пенсию, т.к. наш Социальный фонд еще не разработал никаких положений. Я настаиваю, и президенту Курманбеку Бакиеву сказал и Премьеру, чтобы представительства Госкомитета по миграции и занятости открыли хотя бы в больших городах. Пока не будет соцотчислений, соответственно будет получать минимальную пенсию. Помимо этого у нас еще одна большая проблема социального характера – это груз 200. Только за последние недели 5 кыргызстанцев погибло в центральной части России. Их доставка обходится минимум 1,5 тысячи долларов. Потеря кормильца - одна беда, когда родной человек остается в окраинах Сибири, Дальнего востока, Крайнего севера и родители не могут ухаживать за могилой – это вдвойне тяжело. Я считаю, что правительство должно обратить на эту проблему больше внимания и решить вопрос финансирования. Беда в том, что вся законодательная база России и Казахстана рассчитана на запрет мигрантов. Хотя в России, откровенно скажем, своя демографическая проблема, численность российского населения ежегодно уменьшается на миллион человек. Мы, как экспортирующая страна, должны добиваться своих интересов. Я хотел бы еще раз затронуть и паспортную проблему. 50% проблем наших трудовых мигрантов – это паспортная проблема, к сожалению, предыдущая власть с этого дела сделала свой бизнес. Сейчас мы настаиваем, и парламент поставил задачу правительству в течение двух месяцев в Москве, Алматы, Екатеринбурге, Новосибирске, т.е., где есть консульские учреждения, организовать прием и выдачу паспортов. Многие наши граждане абсолютно не знают своих прав и обязанностей, особенно, молодежь. Я разговаривал с министром образования, и мы решением комиссии обязали наш Госкомитет и Министерство образования, чтобы старшеклассникам ввели в программу обучения миграционное право. Кроме этого, я разговаривал с президентом и с премьер-министром и они согласились в Оше и в Бишкеке открыть два профтехучилища, передать их на базу Госкомитета по миграции и занятости, чтобы они готовили специалистов, в которых сейчас нуждается Россия. Кроме этого, я провел переговоры с парламентариями России и Казахстана, чтобы они финансировали их в будущем, раз они нуждаются в таких специалистах. Сейчас нам нужно создавать организованную миграцию, начиная с подготовки документов, проверки состояния здоровья и тогда будет вестись учет. Но мы никогда учет не наладим, никто точно цифры не скажет, потому что у нас безвизовый режим с Казахстаном, Россией и другими странами. Губернаторы должны быть в первую очередь заинтересованы. Ни с одного акима, ни с одного губернатора не спрашивают ни правительство, ни администрация президента, хотя они ежегодно отчитываются, сколько создано рабочих мест, сколько фирм открыли, и сколько людей находится за рубежом, какова их страховка. Мы страховое поле вообще не ведем, никакой речи об этом нет. Люди заболевают, возвращаются инвалидами, многих продают, многие в могилах остаются – ни с кого спроса нет. Почему ни один губернатор области южных регионов не съездил к своим коллегам в Россию? Дни культуры бы провел, как с Пензенской областью. Человеческий фактор нельзя забывать. Законы, соглашения межправительственные пишутся, но исполняют-то люди. Мы же не можем за каждым милицейским сержантом в России контролировать. У нас нет такой возможности, нет прав таких. Многие наши кыргызстанцы стали гражданами России. Получается, легче получить российское гражданство, чем кыргызский паспорт. И это не значит, что он там останется насовсем. В России с одной стороны он больше зарабатывает и, соответственно, больше может помочь нашей республике. Путь к решению проблемы – это создание рабочих мест в сельской местности по переработке сельхозпродукции. Возможно, нужно и обязано сделать. Я считаю – это проблема правительства. Раз мы у себя не можем обеспечить своих граждан, так должны обеспечить защиту в правовом и социальном отношении там, куда наши граждане вынуждены уезжать. -------------------------------------------------------------------------------- Досмир Узбеков заместитель председателя Госкомитета по миграции и занятости населения Кыргызской Республики Правовое поле, которое регулирует внешнюю трудовую миграцию – это, во-первых, Закон о внешней миграции, принятый Кыргызской Республикой в 2000 году и подписанный президентом 15 января 2006 года – изменения и дополнения в Закон о внешней трудовой миграции. Что касается легального или нелегального трудового мигранта, в принципе мигранты все легальные, потому что они пересекают границу в соответствии с законами либо, имея на руках визу страны, куда они выезжают, или документы, скажем, внутренний кыргызский паспорт, приезжают в Россию совершенно легально. Но мигрант становится нелегальным тогда, когда должен зарегистрироваться по закону Российской Федерации в течение трех дней. Это очень сложный процесс. Сложно выполнить все те условия, которые необходимы для регистрации. Например, мигрант должен иметь хотя бы временную прописку в одной из квартир в месте проживания. Никто из местных граждан не готов тут же дать ему такую прописку. Во-вторых, он должен иметь официальное приглашение от работодателя, трудовой контракт, но все эти вопросы нашими трудовыми мигрантами фактически игнорируются, потому что многие трудовые мигранты – люди из далеких сел, многие из них, даже не заезжая в Бишкек, приезжают в Москву. Мы с господином депутатом Кубанычбеком Сатиндиевичем вместе были в Москве, обходили места, где живут наши трудовые мигранты, работающие дворниками в Москве. Более 10 тысяч кыргызов работают дворниками, практически без регистрации, потому что никто не готов им предоставить прописку. Сейчас наш Госкомитет на всех уровнях проводит работу над тем, чтобы облегчить условия регистрации и перевести наших мигрантов из разряда незаконных мигрантов в разряд законных мигрантов, чтобы они могли легально осуществлять трудовую деятельность. Мигранты защищены настолько, насколько они находятся там легально или нелегально. Если они выполнили все условия страны пребывания по регистрации, они автоматически становятся социально защищенными мигрантами, если они не выполнили, то любой милицейский патруль может их арестовать, подвергнуть задержанию и изоляции. Во-первых, правительство, ЖК и наш Госкомитет работают очень напряженно в последнее время над решением вопросов миграции, и решение вопросов находится в двух плоскостях. Первое – это создание нормативных документов, договоров, соглашений с теми странами, куда выезжают наши мигранты, чтобы улучшить и облегчить ситуацию, в которую попадают наши мигранты. Могу сказать о ряде примеров: в Российской Федерации Госдумой и президентом Путиным подписан протокол-соглашение о миграции между Кыргызстаном и Россией. Недавно в Пензе подписан договор о миграции между Кыргызстаном и Россией, есть города-побратимы из Нарынской области и Пензенской. Такие же соглашения сейчас готовим с республикой Татарстан и с Самарской областью, и этот процесс будет продолжаться. Что касается Казахстана, то в результате договорного процесса, мы добились, что в Казахстан наш трудовой мигрант при въезде может 90 дней находиться без регистрации. Это, во-первых. Во-вторых, количество необходимых документов, требующихся при регистрации, снижено с 8 до 3, самые основные документы – заявление на работу, трудовой контракт и, что касается торговцев, патент. Больше ничего не надо. Третье, что касается депортированных, мы добились, чтобы казахстанские власти отменили в паспортах печать штамп о депортации, теперь они могут наравне со всеми получать годичное разрешение на регистрацию и работать, проблем никаких нет. Межгосударственные соглашения у нас имеются с Россией и Казахстаном. Страны дальнего зарубежья, практически, все квотируют въезд иностранных рабочих, и иностранных специалистов в свои страны и ни с одной из них на сегодняшний день у нас нет соглашения, потому что Кыргызстан пока не входит в список стран, экспортирующих трудовой ресурс. Это касается и Южной Кореи, практически, все наши люди, работающие там, являются нелегальными мигрантами. Мы только начали работать над этой большой проблемой. Для того, чтобы выйти на мировой уровень трудовых ресурсов, я думаю, подготовка наших трудовых мигрантов недостаточна. Наши люди, практически, не знают английского языка, наши университеты, на мой взгляд, на сегодняшний день слабо готовят специалистов. Если это касается юристов, то они не знают юридических проблем той страны, куда они выезжают. Подготовка наших специалистов достаточно низкая для того, чтобы конкурировать на рынке труда в Европе, либо в других странах дальнего зарубежья. Даже в России и Казахстане, я думаю, большая часть наших специалистов не являются конкурентами для местных специалистов. Я вас уверяю, 95% наших трудовых мигрантов занимают самые низкие ниши работ на сегодняшний день. Для того, чтобы нелегальную миграцию перевести в русло законной, надо создать конкурентное поле из частных компаний, которые занимались бы экспортом трудовых ресурсов. В нашем Госкомитете существует комиссия, которая знакомится с материалами этих частных компаний и на основе трудовых контрактов с фирмами принимающей стороны, мы даем или не даем лицензию на право экспорта трудовых ресурсов. При этом все люди, которые выезжают, у нас на учете, их данные заносятся в компьютер, и потом наш отдел миграционного контроля, контролирует каждого, как он устроился. Любая жалоба, любое попадание в неприятную ситуацию для мигранта вызывает либо отзыв лицензии, либо запрещение заниматься этой деятельностью. Таким образом, мы уже открыли где-то 7 компаний для отправки табаководов в Казахстан, одна компания работает по другим странам. Мы не регулируем трудовые споры, но мы следим за тем, чтобы трудовые мигранты выезжали, имея на руках контракты, зная, куда они приедут, где они будут жить, и сколько им будут платить. Но поскольку эта работа только началась, мы эту работу продолжаем. Я назвал только около 7 компаний, но их уже около 20 и они будут развиваться и дальше. Наша задача перенести процесс миграции в законное русло, чтобы люди не страдали, ехали и достойно зарабатывали деньги. Я не хотел бы, чтобы меня поняли так, будто я приглашаю выехать всем в миграцию, ничего подобного. Это очень тяжело - оторваться от семьи и попасть в сложные, другие условия. Там надо гораздо лучше трудиться, чем в Кыргызстане, чтобы добиться достойного места. Госкомитет работает над тем, чтобы каждый мигрант достойно уехал, был встречен, как положено на предприятии, работал нормально, получил какой-то производственный опыт, заработал денег и обеспечил свою семью. Это вынужденная мера, я еще раз повторяю. Конечно, было бы лучше, если бы у нас были созданы рабочие места, чтобы здесь могли нормально жить и трудиться, но это объективная реальность. -------------------------------------------------------------------------------- Дмитрий Беспалов аспирант Международного университета Кыргызстана В этом вопросе, впрочем, как и во всем, есть две стороны медали. Здесь есть, как положительные, так и отрицательные моменты. Возможно, мы приобретаем приток капиталов в нашу страну, так как люди зарабатывая деньги там, привозят их сюда, чтобы кормить свои семьи и детей. А что касается того, что мы теряем, во-первых, идет утечка кадров из-за того, что у нас слабо развита промышленность и сельскохозяйственный сектор, люди просто вынуждены отсюда уезжать. Поэтому надо заключать договора с другими государствами о том, чтобы наших работников не эксплуатировали, чтобы наши люди имели статус трудового мигранта, что в принципе, сейчас и делается, но пока это еще слабо развито. -------------------------------------------------------------------------------- Тамара Абубакирова зав. отделом статистики труда и занятости Нац.статистического комитета Кыргызской Республики То, что люди уезжают, с одной стороны – хорошо, потому что трудоспособность населения Кыргызстана растет, что связано с демографическим взрывом 80-х годов. Наша рабочая сила востребована, и на сегодня трудоустроиться в других странах стало куда легче, чем у нас. Уезжают, как правило, в страны, где заработная плата намного выше. Основные потоки идут в Россию и в Казахстан, таким образом, наши сограждане улучшают свое материальное состояние. Если говорить об отрицательной стороне этого процесса, то в основном уезжает трудоспособная часть населения. Анализ показывает, что возрастной состав трудовых мигрантов, около 60% - лица в возрасте от 16 до 34 лет. С точки зрения демографической ситуации у нас падают темпы рождаемости, хотя мы сейчас еще держимся за счет демографического взрыва 80-х годов и, если в будущем не будет хорошего прироста, то через некоторое время мы можем иметь обратную ситуацию, когда у нас снижение рождаемости будет сказываться на росте трудовых ресурсов. Для регулирования внешней трудовой миграции нужна хорошая миграционная политика, необходима отлаженная система, хорошие регулирующие органы и межведомственные отношения между этими органами. Нужна серьезная организация статобследования, которая давала бы данные о масштабах, потоках и другие важные сведения для регулирования. Это и характеристики – возрастные, образовательные и т.д. И, конечно же, нужно создавать рабочие места, где люди могли бы получать оплату за свой труд не меньше, чем в тех государствах, куда уезжают на заработки. -------------------------------------------------------------------------------- Жылдыз Атаббекова юрист Ассоциации «Интершериктеш» Если люди уезжают работать в другие страны – это хорошо, они там неплохо зарабатывают и обеспечивают свои семьи. Мы от этого ничего не теряем, а только приобретаем. Раз государство наше пока не в состоянии дать все необходимое своему народу, трудовая миграция будет набирать все большие обороты, поэтому надо создавать для наших мигрантов нормальные условия. Чтобы регулировать внешнюю трудовую миграцию, в первую очередь надо пересмотреть законодательство в пользу трудовых мигрантов. В Кыргызстане же надо создавать рабочие места высокооплачиваемые, чтобы те мигранты, которые уехали, возвращались обратно и, трудясь у себя на родине, могли бы достойно жить. -------------------------------------------------------------------------------- Ахтамжон Исмаилов президент Ассоциации «Интершериктеш» Люди уезжают, это с одной стороны - хорошо, с другой – плохо. Плохо, потому что мы теряем хороших специалистов, иногда настоящих профессионалов, имеющих отличное образование. Но с другой стороны, работая за рубежом, наши мигранты перенимают опыт других стран, тем самым, повышая свою квалификацию. И потом, приезжая сюда, свой опыт могут применять уже здесь. Еще нельзя не учитывать материальную сторону. Всем известно, что уезжают люди на заработки, чтобы хоть как-то улучшить свою жизнь. И в основном наши трудовые мигранты в Казахстане и в России – это выходцы из южного региона нашей страны, самого слабого в экономическом и социальном плане. Так что пока у нас не будет экономической стабильности, трудовая миграция будет продолжаться в таких же масштабах. А чтобы государство могло регулировать этот процесс, пусть, прежде всего, создает хорошую законодательную базу, хотя в этом направлении в последние годы ведется активная работа. Главное, чтобы законы реально работали, а не так, как это у нас бывает: все остается на бумаге. И опять таки, важен экономический фактор, создавая новые рабочие места, тем самым можно заметно сократить рост трудовой миграции, но, конечно же, только в том случае, если у людей будет достойный заработок. -------------------------------------------------------------------------------- Кубаныч Абдылдаев трудовой мигрант (Казахстан) Почему, я уехал? Потому что здесь дальше оставаться было бессмысленно, ни работы, соответственно, ни денег. Узнал от знакомых все пути-выходы и выехал в Казахстан. Занимался торговлей на базаре. Появились деньги, появилась возможность обеспечивать свою семью. Разве это плохо, и разве мы и наше государство при этом что-то теряет?! Нет, я считаю, что от этого мы в выигрыше, мы только приобретаем. Но у нас, у трудовых мигрантов проблем очень много. Начинаются они уже при въезде на границу, и первая проблема – это волокита с паспортами, особенно почему-то у нас, у узгенских. Потом еще, эта ставшая известной всем история с депортацией наших трудовых мигрантов из Казахстана. Мы, конечно же, хорошо понимаем требования руководства Казахстана, его обеспокоенность в целях безопасности страны. Сейчас для того, чтобы там работать, нужно иметь лицензию, но ее получение – это тоже очередные проблемы. У нас большая просьба к нашему правительству, пусть делает все необходимое на законодательном уровне, чтобы мы там работали легально. Ведь мы просто хотим честно трудиться и зарабатывать деньги во благо наших семей. А насчет, того, что может ли государство регулировать внешнюю трудовую миграцию, я думаю, что оно не только может, оно обязано это делать. Раз оно пока не в состоянии обеспечить все свое население работой и достойным заработком, то должно сделать все необходимое, чтобы защитить права своих трудовых мигрантов. Мы этого ждем, а если честно, конечно, хотелось бы достойно жить и работать в своем родном Кыргызстане! -------------------------------------------------------------------------------- Андрей Филатов депутат городского Кенеша Слушая то, о чем здесь говорится, складывается впечатление, что у нас в республике трудовая миграция, как бы способствует развитию страны и все достаточно хорошо. Я считаю, что это не совсем правильно. Дело в том, что в 98 году правительство Кыргызской Республики приняло Национальную программу – рынок труда и занятость населения. Это было вызвано тем, что у нас многие предприятия останавливались и освобождались рабочие места. Чтобы люди не пикетировали Белый дом с целью получения своих трудовых прав, правительство сделало упор на развитие трудовой миграции. Эта программа была рассчитана до 2005 года. Половина трудоспособного населения уехала. Сегодня страна, практически, не может прокормить пенсионеров, увеличивается пенсионный ценз. И говорить о том, что это достаточно хорошо, я бы, наверное, вопрос так бы не ставил. Потому что уже подошла та грань, когда многих специалистов, которые востребованы в России, не хватает у нас. Сегодня не хватает врачей, учителей, нечем заполнять ту нишу, которая высвобождается. Дело в том, что когда они уезжают, нет никакой уверенности в том, что многие люди вернуться назад, государство никаким образом не стимулирует это. У нас есть Ассоциация трудовых мигрантов, можно было бы выделить какие-то земли, чтобы они построили жилье, чтобы у них был стимул для возвращения. Никакой государственной политики в этом направлении сегодня нет. Говорить о том, что процесс трудовой миграции сократится, нет, он будет продолжаться, потому что есть много факторов, способствующих этому. За последние годы, допустим, у многих были ожидания того, что новая власть что-то изменит, какой-то экономический проект будет реализовываться, но ничего из этого не делается. Люди разочаровываются и уезжают зарабатывать деньги за рубеж. -------------------------------------------------------------------------------- Карыпбек Алымкулов президент Национальной Ассоциации товаропроизводителей КР Хорошо или плохо, что люди уезжают, в любом случае, мы сегодня находимся перед фактом, что надо заниматься миграционными процессами. Представитель Госкомитета по миграции и занятости Кыргызской Республики, говорит, что у нас есть нормативная база – это очень хорошо, но теперь нужно контролировать за набором и отправкой людей. К сожалению, никто не может сказать сегодня, кто это регулирует. Так или иначе, этим вопросом занимаются частники. Это надо узаконивать, чтобы они на законном основании занимались этим делом, тогда мы дойдем до момента, чтобы знать хорошо нашим мигрантам в России или Казахстане, как они защищены в правовом отношении, как оплачивается их труд, как они и их семьи защищены социально. Если мы не имеем учет тех, кто сегодня мигрировал, откуда мы будем знать учет их семей. Их семьи тоже надо защищать. Их семьи остаются, их детей надо обучать, лечить и т.д. Мы находимся только на начальном этапе, хотя трудовая миграция началась уже несколько лет назад, но мы только сейчас начали этими вопросами заниматься.
Источник: http://www.open.kg/ru/thems/thema_migration_probl |