Данияр КАРИМОВ ИА «24.kg» Кыргызстан встречает Новый год новым политическим кризисом. Судя по всему, в ближайшее время станет окончательно ясно, насколько верен парламент заявленной миссии демократического реформатора и останется ли он работать дальше... Итак, час X настал. Для парламента и всех ветвей власти Кыргызстана. Отставка правительства стала лакмусовой бумагой, показавшей истинное лицо Жогорку Кенеша, до последнего времени претендовавшего на основные рычаги управления государством. Как только выяснилось, что министры готовы пожертвовать креслами, оказалось, что сами депутаты к подобному шагу ради реформ не готовы. А посему очень быстро начали привычные торги с «Белым домом». Фактически депутаты сами загнали себя в угол. Причем не только тем, что наспех приняли Конституцию, над текстом и смыслом которой еще предстоит проделать серьезнейшую работу. Занявшись дележкой комитетских портфелей, парламент напрочь забыл о своей основной миссии – творца законов. Надо отдать должное правительству, справедливо отметившему, что народоизбранники до сих пор не утвердили даже главнейший экономический документ страны – бюджет 2007 года. В пылу страстей вокруг председательских кресел Жогорку Кенеш едва не упустил из виду инцидент на авиабазе «Манас». Расстрел кыргызстанского водителя американским военным, очевидно, занимал депутатов гораздо меньше своих личных дел. Этот факт можно было бы назвать одной из позорных страниц кыргызского парламентаризма. Но реальную оценку произошедшему вынесет народ – во время голосования на новых выборах, которые, судя по всему, могут состояться намного раньше, чем изначально предполагалось. Письмо-обращение к президенту напрочь перечеркнуло все предыдущие заявления парламента о верности конституционной реформе и победе демократии. Чего только стоят такие строки: «Новая Конституция Кыргызской Республики не сняла остроту целого ряда проблемных вопросов, стоящих перед обществом и государством. Она лишь усугубила их. ...Принятие новой Конституции с одновременным признанием утративших силу Конституции, принятой 5 мая 1993 года в соответствующих редакциях, привело к коллизии норм, права и неясности понимания: существует ли вообще Конституция Кыргызской Республики?». А ведь еще совсем недавно новая редакция Основного закона называлась парламентариями едва ли не самым лучшим законодательным актом в истории независимого Кыргызстана. Вот так-так, господа депутаты! Тем временем выяснилось, что народоизбранники, еще недавно вешавшие ярлыки на президента и его партнера по тандему, готовы вновь передать ему рычаги управления, отозванные новой Конституцией. Цена вопроса – депутатские мандаты. Глава государства, осознав этот факт, не преминул воспользоваться ситуацией и фактически предъявить парламенту ультиматум. Условия, выдвинутые им Жогорку Кенешу, изначально можно назвать неприемлемыми для ЖК в свете разрекламированной оппозицией конституционной реформы. Курманбек Бакиев, в частности, потребовал вернуть ему право назначать руководителей местных государственных администраций и губернаторов областей КР, контролировать все силовые структуры, а также МЧС, представлять в ЖК кандидатуры судей местных и Верховного судов республики. По сути, президент пытается вернуть все на круги своя. Остается только догадываться, для чего же тогда нужна была пресловутая конституционная реформа. Весь вопрос в том, что в конечном итоге окажется для оппонентов Курманбека Бакиева дороже – собственные или национальные интересы. Ведь принятие Конституции подавалось ими под соусом всенародного блага и важного шага к светлому демократическому будущему. Тогда как самого президента понять можно – он-то изначально выступал за усиление собственных полномочий. Что бы ни случилось – роспуск парламента или постыдное для него принятие президентских условий – означает оно одно. Действующий парламент можно назвать политическим трупом, который, тем не менее, еще способен нанести удар по исполнительной власти. Но выдюжит ли он ответный? |