Пн, 29 Апр 2024, 21:28
Приветствую Вас Гость | RSS
     КЫРГЫЗСТАНЦЫ  В  КАЗАХСТАНЕ   
      официальный сайт землячества
Главная страница Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ [5]
Статьи о кыргызстанцах в Казахстане
Современный Кыргызстан [60]
Экономика, политика, общество, культура.
Казахстан [24]
Современный Казахстан - общество, политика, экономика, культура.
История Кыргызстана и кыргызов [5]
Статьи публицистические, научные и научно-популярные об истории Кыргызстана и кыргызов.
Разное [13]
Наш опрос
Где Вы живете/работаете в Казахстане?
Всего ответов: 2637
Начало » Статьи » Современный Кыргызстан

Жизнь скучна, а женщины дороги. В Бишкеке все наоборот (Диалог KZ)

Андрей Щербаков, специально для «Диалог KZ»
Из записок на манжетах Игоря Хена

http://old.dialog.kz/print.php?lan=russian&id=77&pub=996


Большинство алматинских журналистов, возвращаясь из Бишкека, начинают свои материалы с бытописания местных проституток, а заканчивают комментарием Александра Князева. Оно и понятно – проституток в Киргизии много, а Князев – один. Между этими двумя открытиями - беглый сравнительный анализ социально-экономических реалий Казахстана и Кыргызстана, с выводами, как правило, не в пользу последнего. И революцию-де они неправильно сделали, и небо у них не такое голубое, и, видно, в понедельник их мама родила.

Ну, если честно, различий между нами не так уж и много. Если, конечно, смотреть не на южную и северную, или прочие нефтяные столицы, то в пути между ними путник найдет такие же умирающие города и села, и царящую в них нищету, и невежество. А что до проституток, то у нас на душу населения их будет поболе (зато у них политических партий теперь меньше). Сторонний наблюдатель вряд ли насчитает более двух различий, глядя на карту: размеры территории и количество минеральных ресурсов. Да и те окажутся скорее божьим промыслом, нежели нашим достижением. Мировая конъюнктура цен на нефть – лотерейный билет, выпавший нам по случаю, а вовсе не потому, что мы революции правильнее делаем. Вот Моисей евреев сорок лет по пустыне мотал, а нефти так и не нашел. А ближайшая их родня, которая по папе - сидела себе спокойно в своих оазисах, не высовывалась – и вся нефть досталась ей. Банки, доставшиеся потомкам Авраамовым, которые по маме, видимо, были ниспосланы им в виде утешения.

Развалить Советский Союз было несравненно проще при цене за баррель в 12 долларов. Сейчас бы попробовали – при 60-ти. Хотя рост цен на нефть спровоцирован уже, скорее, происками лукавого – понятно, что сказывается и замаячившее истощение мировых запасов углеводородов (в условиях искусственно сдерживаемого до сих пор поиска альтернативных источников энергии), и промышленный рост «азиатских тигров», и затеянный Вашингтоном передел мира. Теперь все страны, имеющие нефтяные запасы – зона стратегических интересов США. Но при таком раскладе тем более очевидна эфемерность нашей хваленой стабильности и согласия.

Кто с кем согласен? Алматинские пенсионеры, выживающие на 50 долларов в месяц, вряд ли согласятся, что их жизнь сытнее, чем у пенсионеров бишкекских, безуспешно пытающихся растянуть на месяц 15-20 долларов, которые им причитаются от государства. Июльская прибавка к пенсии – добрый жест президента - лишь зафиксировал системную проблему казахстанской экономики, ее импорто-зависимость. Скачок цен откинул уровень потребления казахстанцев на шаг назад. Сказалась, судя по всему, привычка нашего правительства уповать на то, что отчитываться за реализацию индустриально - инновационной политики придется уже другому кабинету в светлом, но далеком 2030 году. Правда, пообещали намедни возродить нефтехимическую промышленность. Правильно, альтернативу нефти, как источнику энергии, человечество отыщет довольно быстро, а вот альтернативу продуктам нефтехимии – никогда. А нефти, по своему качеству только для этого употребления и пригодной – у нас много, и это – вторая и - хорошая новость.
Но тот факт, что от полноты «закромов Родины» до социальной справедливости… лежит почти пропасть, нашему народу известен не понаслышке. И то, что по иронии истории, Казахстан обрел, наконец, младшего брата, еще не делает этого брата бедным родственником. Мы свою нефть превращаем в доллары, которые, как выяснилось, на хлеб не намажешь,- а он свою воду – в электроэнергию. Которую мы, за эти самые доллары и потребляем. По братским, надо полагать, ценам. Зато, с каким удовольствием казахстанцы ведут себя с бывшими соотечественниками в Киргизии, так же, как янки ведут себя у нас в Казахстане. Невесть откуда взявшаяся спесь и надменность. Поросший плесенью вопрос: кто от кого произошел, рассматривается теперь с высоты положения ведущей державы региона. Оно, конечно, хорошо – быть первым парнем на деревне, но не худо было бы и не забывать, что своему имиджу процветающей страны в глазах «мировой общественности» мы обязаны в основном, количеству дорогих иномарок на улицах наших обеих столиц, к которым

большинство населения не имеет никакого отношения. За рулем большинства таких «тачек» - лица, явно не отягощенные интеллектом. Статистика склонна относить эти лица к растущему не по дням, а по часам, среднему классу, растущий же рейтинг Казахстана в табели о коррупции – говорит об обратном.
Ну а межнациональное согласие в нашей стране поддерживается не столько правителями, сколько вековыми традициями казахского народа, сумевшего впустить к себе многие народы и проникнуться множеством иных культур, не ассимилировавшись при этом с великими соседями и сохранившими свою самобытность и язык. Но глобализм, как всепроникающая новая идеология, сегодня готов поглотить и эти великие традиции.

…Но вот что сразу бросается в Бишкеке в глаза, если по нему пройтись днем, а не ночью – в городе до сих пор подозрительно много русских. Может быть, я обратил на это внимание, потому что не так давно мой приятель, казах, с которым мы ехали междугородним рейсом в Алматы, заметил мне: «смотри, в автобусе – ни одного русского лица!». Другое дело – бишкекские маршрутки. Правда, если присмотреться - бишкекские русские – это или старики, или подростки. Связующее звено – сорокалетние граждане, как будто отсутствуют вовсе. Судя по всему, они пополнили ряды трудовых мигрантов (по официальным данным, вне Киргизии проживает до 800 тысяч ее граждан, т.е. – около трети трудоспособного населения). Тем не менее, русских в Киргизии много, во всяком случае, гораздо больше, чем обещали многие СМИ сразу после событий 24 марта. И еще одно сразу становится понятным, хотя и не поддается сравнению – бишкекские русские, они какие-то… другие. Вид у них какой-то «домашний» - по всему видать: сами они местные, давно здесь сидят (…как говаривали аксакалы из «Белого солнца пустыни») .

В скверике у «Белого дома» пытает «за жизнь» тетку с огромным мешком пластиковой тары Даша Бублик (Состояние
KZ). Увидел родное лицо, обрадовался, подошел послушать. Тетка, хоть и прослужила всю жизнь в уголовном розыске, люмпеном, а тем паче, нацменьшинством, себя отнюдь не ощущает:
«Мои предки и я сама всю жизнь прожили здесь. Так что ехать мне отсюда не к кому и незачем. Да и никто особенно нас отсюда не гонит. Другое дело, что выживать физически все труднее. Если ты стар и один, легче помереть. Чтобы ни говорили о России – «лапотная», «пьяная», - это по-прежнему мощное государство. Фабрики и заводы работают, строится страна. Не сравнить с разрухой в Киргизии. Здесь это хорошо понимают, и свою зависимость от России ощущают, что называется, кошельком. Многие семьи существуют только на те деньги, которые переводят из России их родственники, которые только там и смогли найти работу. Поэтому и к России, и к русским в Киргизии в целом сохранилось доброе, уважительное отношение.

Кручусь, как умею. Убираю два офиса, сомов на сто в день собираю пластиковых бутылок, плюс пенсия – трудно, но жить можно».
Беседовали мы с теткой аккурат после штурма «Белого дома», жара стояла несусветная. Свидетельствую – судя по горам пустой тары – бизнес у тетки должен процветать. Благо штурмы здесь происходят регулярно.

Даша вспоминает, что по случаю дня рождения Че Гевары ее пригласили на тусовку в рок–клуб «Цеппелин». Предлагает мне составить ей компанию и вскоре, под грохот кыргызского рока и рокот паркующихся прямо у входа в заведение мотоциклов мы цедим пиво и пытаемся уловить потаенный смысл в ритмично-маршевых пассажах припева:

Я русский, я русский, я русский –
Пусть знает каждый тунгус:
Я русский, я русский, я русский.
Я русский – и этим горжусь!

Позже сам автор, Александр Шапоренко (личность в Бишкеке легендарная – лидер группы «Брат Фидель») присоединяется к нам.
- Эту песню я написал вскоре после переворота 24 марта,- говорит Саша. - Собственно, она как–то сама возникла из атмосферы, настроений тех дней, как наша реакция на панику, когда начался массовый выезд русских из Киргизии. Хотелось сказать своим малахольным братьям-славянам: хватит комплексовать! Мы здесь на своей земле - уже пять поколений,- зачем и куда нам бежать? Мы ни у кого не забирали землю, она такая же наша, как и кыргызов, как и всех, кто здесь живет. Скажу вам, как историк, и пусть это не покажется шовинизмом: до 1924 года здесь не было государства. Была территория, за контроль над которой боролись Коканд, Китай и Великобритания. И были разрозненные племена, воевавшие друг с другом то с одной, то с другой стороны. Точку в этой истории поставила Россия – и кому от этого стало плохо? А в 1924 году победила концепция Ленина, а не Троцкого – именно поэтому теперь на карте мира есть такая страна – Кыргызстан. Троцкий предлагал сформировать среднеазиатские республики не по национальному, а по экономическому принципу. Тогда север нынешней Киргизии был бы прикреплен к Семиречью, а Фергана отошла бы к Узбекистану. Но мои предки жили здесь задолго до этого события, так почему и куда я должен уезжать?!

- Саша, тут уж не до корней и исторической справедливости, если люди чувствуют угрозу своему физическому существованию, - пытаюсь возразить. – Когда национал-буржуазия затевает перевороты – она хорошо понимает, что должна представить народу виноватых, найти крайнего, чтобы устоять самой. Помимо дежурного образа вороватого тирана (вылепить убедительный образ которого в Киргизии так и не удалось за полгода), обычно ищут крайних среди «чужаков» - русских, евреев, еще кого нибудь. Вот народ и «валит», не дожидаясь приглашения. А у тебя получается - нет в Киргизии «русского вопроса».

- Да есть, конечно. Извечная проблема – трайбы, в которые русские не вписываются. А раз трайба рулит – то где власть, там и экономика. Поэтому и нет русских ни во власти, ни в бизнесе. И все равно – уезжать, бросать все, что наши предки создавали веками – это не выход. Да и государство российское к своим то гражданам все никак лицом не развернется, а что говорить о русских, которые родились здесь. Для России – это другие русские, да мы и вправду – другие. Редко когда азиатские русские приживаются в России. Унижение прямо здесь и начинается – в очереди у российского посольства, место в которой люди занимают с пяти утра. Какое-то взимание денег за ворох бессмысленных справок… Сходите в посольство, посмотрите, как Родина встречает «своих» сыновей!

Сходил, посмотрел. Действительно, бардак несусветный. Правда, есть надежда, что временный – в здании посольства идет ремонт, и люди толкутся у служебных ворот в ожидании, когда приоткроется железная щель исторической Родины и рука протолкнет наружу вожделенные бумаги. (Хотя, нет в России ничего более постоянного, чем временное). Нервные все. Завидев камеру, толпа злобно заурчала: «На рассвете надо было приходить – а теперь уже не так и много людей!». «Около полусотни»,- говорю. Особенно хлопочет маленькая шустрая тетка: «Да вы что люди, не понимаете, ему заказали! Показать, как у нас тут все хорошо!» Да уж, похвалишь – заказали. Поругаешь – опять заказали. Так и осыпают со всех сторон золотым дождем. Жаль, жена не в курсе, - начинаю заводиться. Припираю тетку объективом к стенке: «Признавайся, - говорю – ты меня заказала! Говори теперь, как тебе плохо!» Тетку как ветром сдуло. Народ успокоился, потянулся к микрофону. Истории у всех похожи друг на друга, мотивы выезда – то же. Безработица для одних, нищенская пенсия – для других. А еще почти все – жалуются на несусветные мытарства, через которые приходится пройти, пересекая транзитом территорию Казахстана. Говорят о поборах и вымогательстве на казахстанских таможнях и границах. Говорят, что если выразишь несогласие с такой практикой – тебя могут ссадить с поезда и отправить назад, в Киргизию. А там круги бюрократического ада придется пройти заново.
И для всех – отсутствие будущего для их детей – некиргизов – главный мотив отъезда…

- А вот и.о. (тогда еще и.о.) Бакиев, - говорю, - сказал, что если Кыргызстан перестанет быть многонациональным, то он прекратит свое существование, как государство.
- А вот посмотрим, что он скажет, а главное, сделает, после выборов, - отвечают.- В любом случае, от нас уже ничего не зависит.

В очередях всегда зрят в корень. И впрямь, интересно, о чем это он шептался два часа с глазу на глаз с Рамсфелдом после выборов в Бишкеке? О том же, о чем громогласно заявлял в Астане вместе с президентами стран ШОС до выборов? Так и не признался журналистам. Невоенная тайна. Не иначе, «русский вопрос» обсуждали. Не забыть спросить у Князева… Одно ясно – предвыборная
PR-кампания закончилась, а вместе с ней и все клятвы на вечную дружбу с Россией. Началась реальность, и американские подводные лодки в степях Кыргызстана – это не кошмарный сон, а необходимая мера в борьбе с международным терроризмом и дело ближайшего будущего. И России вообще, а не только «другим» русским, возможно, придется уйти из Кыргызстана, как уже пришлось уже уйти из Таджикистана. По законам глобальной арифметики. Эти 800 тысяч кыргызских гастрабайтеров, которые работают в основном, в РФ и РК, высылают своим семьям в среднем и как минимум, по сто долларов в месяц. Тогда в месяц должно поступать в КР около 80 миллионов долларов. Значит, в год – около миллиарда. Но эти деньги, как и другие инвестиции, приходят в страну снизу, а деньги, которые могут предложить американцы «на развитие и укрепление демократии» и антитеррористическую деятельность - где нибудь в Оше, например, придут «сверху». Торг здесь, как говорится, неуместен. Так что Рамсфелду с Бакиевым, судя по откровениям кыргызского министра обороны, прямо противоположным астанинскому заявлению новоиспеченного кыргызского же президента – было о чем поговорить. Интересно, участвовал ли в этих переговорах Кулов?

Так что же, исход русских из Киргизии – выдумка газетчиков или реальность? С этим вопросом я пошел к Ермолаеву Юрию Николаевичу, руководителю Представительства МВД России по делам миграции в Киргизской республике.

- По итогам первого полугодия 2005 года миграционная ситуация в Киргизии по известным причинам остается напряженной, - сказал Юрий Николаевич. – За шесть месяцев в Представительство ФМС России в КР обратились за консультациями 14081 человек, подали ходатайство о предоставлении статуса переселенца 6882 человека (2921 семья), выдано 840 разрешений на переезд (1078 человек). Для сравнения: по состоянию на 1 июля 2004 года обратилось за консультациями около 5000 человек. Подали ходатайство о предоставлении статуса переселенца 2956 человек (1289 семей), выдано 780 разрешений на переезд (967 человек).

- Отражают ли эти цифры реальную картину миграционного процесса?

- Нет, конечно, не полностью. Ведь многие выезжают, не обращаясь к нам, а пытаются устроиться на свой страх и риск, или с помощью родственников, уже проживающих в России. Кроме того, не все едут непременно в Россию. Кто-то уезжает в Казахстан, кто-то в Германию, в другие страны.

- Да, жители казахстанского Кордая (бывшая Георгиевка) говорят, что по их ощущениям, вся Киргизия переезжает к ним жить. А кто уезжает?

- Характерно такое распределение переселенцев в РФ по этническому и возрастному составу: 84,87 % - русские, 6,87% - украинцы, далее – татары (2.54%), немцы (1.98%), корейцы (0,39%), киргизы (0,31%). Всего представители 40 национальностей.
70,13% - трудоспособное население, 8,28%- пенсионеры, остальные – учащиеся и дети дошкольного возраста.


- А куда едут?

- 10,51 % выезжающих намерены обосноваться в Москве и области, 7,13% - в Белгородской области, 4,82% - в Воронежской, 4.56% - в Краснодарском крае. Едут в Новосибирскую область, Алтайский край. Всего в адресах переселенцев 76 субъектов РФ.

- Понятно, что пик выездов пришелся на весенние месяцы этого года. А как теперь, можно ли говорить о стабилизации?

- В настоящее время количество граждан, обращающихся ежедневно в Представительство, близко к обычным для летнего периода показателям – 60-70 человек. По данным Нацстаткома КР за 5 месяцев этого года динамика миграционных процессов значительно повысилась: из КР в РФ выбыло 7035 человек, прибыло из РФ в КР – 855 человек, миграционный отток составил – 6180 человек.
Интересна статистика в национальном разрезе: из выбывших в Россию 4041 – русские. На втором месте представители титульной национальности (!) – 1321 человек. Далее – узбеки (427), украинцы (381), татары (279), немцы (115) и т.д. За аналогичный период 2004 года выехало из КР в РФ всего 4722 человека.


- А кто эти люди, которые вернулись?

- В основном пенсионеры. Тут есть небольшая хитрость, уловка с их стороны. Некоторые, выезжая, делают вид, что покидают страну с тем, чтобы оформить в России пенсию, а потом вернуться и жить на нее здесь. Мы это знаем, но смотрим на такую практику, что называется, «сквозь пальцы». В том, что развалилось некогда единое государство, на которое эти люди проработали всю жизнь, а теперь не могут просто прокормиться, они не виноваты.

- Русские из Азии – как они адаптируются на новом месте в России? Или остаются – «другими»?

- Я не психолог, но знаю, что человек, выросший здесь, ментально имеет мало, что общего с человеком из Пензенской области, например. Но именно они, «другие» делают, чаще всего, успешную карьеру. Потому что отличаются предприимчивостью, они духовно богаче, потому что впитали в себя культуру и обычаи других народов.

- Тогда что заставляет их уезжать отсюда?

- В основном плачевное экономическое положение. Конечно, случаи бытового национализма бывают, но это явление – и в других странах – не редкость, в том числе и в России. Вообще-то, Киргизия до сих пор являет собой образец для подражания по отношению к другим, не титульным этносам. Правда, время от времени появляются листовки провокационного содержания. Вот совсем свежая, ее прямо у нас на заборе и вывесили. В ней говорится о фактах притеснения русских в Бишкеке. По ним было проведено расследование, факты не подтвердились.

Что ж, цифры, как это часто бывает, говорят сами за себя. Но за их уютной вязью кроется совсем другая правда, о которой молчит официальная статистика. Русские уезжают сегодня из Средней Азии не потому, что ощущают угрозу своей физической безопасности. Более 70 процентов выезжающих – это люди трудоспособного возраста, отдающие себе отчет в том, что в сложных экономических родоплеменных отношениях азиатских элит им нет места и предпочитающие начать жизнь с начала на чужбине, чем горе мыкать на родине. По сути, ни один из центрально-азиатских лидеров в разное время и под давлением разных внешнеполитических обстоятельств не продвинулся в своих гарантиях русским дальше посула: «Не уезжайте. Вам ничто и никто не угрожает». То есть – резать вас не будут, все остальное – в ваших руках. С разной степенью достоверности можно утверждать, что эти гарантии не были нарушены. Ведь никто не обещал защитить русских от выдавливания из бизнеса и управления государством ввиду отсутствия их кланово-родовой или жузовой идентификации. Проблема «других» русских – в самих русских. Будучи оставленными, кинутыми своей исторической родиной, старшее поколение, как правило, хорошо образованное или имеющее высшее образования, вынужденно согласилось с борьбой за физическое выживание, как образом жизни, путем мытья полов и собирания бутылок. Их детям, кроме скромного трудового участия в сфере обслуживания, тоже ничего не предложено.

И русские, видимо следуя внушенному им чувству вины (по Шапоренко), покорно следуют предначертанной им новыми независимыми государствами судьбе. В чем виноваты потомки тех, кто ехал в Среднюю Азию по велению единого государства строить индустрию и внедрять поголовную грамотность, никто не уточняет. Но, надо признать, что комплекс колонизатора был навязан и успешно внедрен в сознание «других» русских, оставшихся в Азии. Интересно, кем?

Судя по тому, что «русский вопрос» практически исчерпан в Туркмении и Таджикистане (за явным отсутствием самого предмета вопроса), этот же вопрос теряет теперь свою актуальность, как это часто бывает – после выборов – в Киргизии.

Зато он опять появляется в Узбекистане сразу после андижанских событий и визита Каримова в Москву, и в Казахстане - на волне националистических настроений в канун президентских выборов. На днях Каримов продемонстрировал, не в пример своему киргизскому коллеге, последовательность в своих новых отношениях с Россией и внес окончательную ясность по вопросу присутствия американской военной базы в Узбекистане. Американцам было предложено в течение менее трех месяцев вывести базу с территории страны. Возможно, какие-то политические дивиденды перепадут от этого решения и русским гражданам Узбекистана, и российскому бизнесу, который, как известно, всегда приходит вслед за политиками.
В Казахстане же единственным последовательным защитником интересов русских всегда был и остается сейчас… казах Назарбаев. Он же является единственной точкой опоры самой России в регионе.
Уже слышу знакомое: заказали! Но давайте-ка вспомним, кто придумал и реализовал те самые 10 шагов навстречу простым людям, кто обращается к своим гражданам (а не только к политической и бизнес элитам!) с Посланием и на русском языке – вызывая тем самым опасное для себя недовольство в определенной части своего окружения. Кто совсем недавно отказался подписывать выгодный пока только американцам нефтепроводный проект, но подписал беспрецедентный по объемам добычи и совместным инвестициям нефтяной проект с Россией? Кто, в конце концов, оставаясь союзником международных антитеррористических организаций, не поступился интересами национальной безопасности - и не только своей страны, но и России? Даже самые ярые критики Назарбаева вынуждены будут признать, что большинство действующих сегодня интеграционных институтов на территории Содружества – были инициированы казахстанским лидером. Логическим венцом внешнеполитической карьеры Назарбаева может и должен стать Центрально-Азиатский Союз, необходимость создания которого продиктована самим временем, но идея – Назарбаевым.


Как бы мы не надували щеки в Киргизии, по-настоящему киргизы завидуют нам только в одном. Как сказал мне бишкекский таксист (а таксисты, как известно, лучше всех разбираются в геополитике): – Вам, казахам, повезло. У вас президент – настоящий мужик!


Трудно не согласиться. Уж нашему точно – на корпоративной президентской вечеринке мысль сыграть ложками на лысине «калинку-малинку» никому в голову не придет. И не только ввиду отсутствия лысины. Да и кто ж виноват, что среди кыргызских политиков пока оказался только один настоящий мужик. Да и тот – Бермет Акаева.

Между тем, положение русских в Казахстане немногим отличается от русских в Киргизии, и не всегда в лучшую сторону. Та же унылая покорность обстоятельствам, в силу которых русские практически отлучены от управления государством и участия в серьезном бизнесе. Как бы не хлопотал за русских казахстанский президент, один – в поле не воин. Апатичность русского электората, как своеобразная изнанка великоросского шовинизма, в который раз готова сыграть с «другими» русскими злую шутку, когда единственной экономической нишей для их потомков может стать только сфера обслуживания. И чтобы там не говорили про нежелание русских учить казахский язык, владение государственным и для самих казахов сегодня еще не является определяющим условием каръерного успеха. Известно, что при обсуждении в обществе каждого нового назначения во власти активнее всего подвергается пересудам не заслуги или квалификация назначенца, а какого он роду-племени, «чьих будете». «Четвертый жуз» в этих назначениях никак не участвует – и в большей степени – по причине самоустранения. И даже если назначить, к примеру, перед выборами господина Марченко (Павлова и… а «рыжих» больше и нет!) премьером, положения вещей в стране в целом это не изменит и паритета не установит. Сегодня в Казахстане нет ни одной политической партии или иной силы, кроме президента, системно и внятно отстаивающей интересы русских. Может показаться, что и нет их вовсе, интересов. Формально существуют несколько не очень доброкачественных новообразований под русским флагом, запоминающиеся перед выборами активной беготней с крапленой «русской картой», а после выборов – дележкой нажитого имущества и взаимными претензиями по поводу «нарушения конвенций». В промежутке между выборами ни одна из этих партий ни разу не отметилась сколь нибудь значимой, запоминающейся инициативой в разрешении «русского вопроса». Историю вопроса русского партийного строительства в Казахстане давно и точно изложил Петр Своик, нет смысла повторяться.

Но как бы то ни было, повторюсь – виноваты в сложившейся ситуации сами русские, то ли уповающие на традиционное авось, то ли всерьез так и не озаботившись другим вечным славянским вопросом: «Камо грядеши?» Похоже, русские внутренне не склонны считать Казахстан, своим постоянным местом пребывания, подсознательно связывая по традиции, всю свою уверенность или неуверенность в завтрашнем дне с волей доброго «царя-батюшки» - в нашем случае – Назарбаева. Может быть, именно поэтому русская община так и не смогла выдвинуть из своей среды представителя своих интересов, лидера, сравнимого по своей харизматической силе и даром убеждения хотя бы с Жириновским. И, хотя, русским в Казахстане от скандального своего бывшего соотечественника вреда больше, чем проку – у нас и такого нет. Как писал в свое время Виктор Кияница в бытность свою собкором «Московских новостей», реагируя на приснопамятные предложения Солженицина по поводу обустройства России: «Когда в России заговаривают о правах русских в Казахстане, первыми вздрагивают в Казахстане сами русские». Спустя годы, теперь с уверенностью можно сказать, что в Казахстане уже никто не вздрагивает, а в России уже никто не говорит. В то же время надо отдавать себе отчет в том, что грядущие президентские выборы в Казахстане – возможно, последний исторический шанс для «других русских» проголосовать не просто за уверенность в завтрашнем дне, до следующих выборов, но и сформулировать и отстоять свои требования о реальном, а не декларативном равенстве возможностей.

Так же необходимо русским понять, наконец, что для гармоничного сосуществования необходимо учить казахский язык, хотя бы потому, что владение языками делает человека богаче, и не только духовно. Конечно, для массового изучения языка не готово еще само государство. Русский, равно как и другие языки, мы изучали еще совсем недавно бесплатно, а теперь нам предлагается выучить государственный из своих скудных средств. Но надо принять, что просто нет другого выхода: или учи, или уезжай. Но ведь в основе – то нежелания учить язык страны, в которой ты живешь – это наше дремучее византийское чванство. Качество, которое успешно наследуется и возвращается к нам той же монетой. Один мой знакомый русский, по рождению владеющий казахским (по отзывам – безукоризненно) признался мне, что в последнее время избегает общаться с казахами по-казахски, потому что все чаще встречает в ответном взгляде настороженность или едва скрываемое злорадство: «Что, припекло? А ведь можете, если прижмет!». Конечно, трудно бывает понять, почему это Алматы Алма-Атой назвать не моги, а вывеску на магазине «Россия» поменять на «Ресей» - можно.

Но хорошо бы русским усвоить, что казах, который тебя обидел – это еще не все казахи. А казахам – знать, что русский, который тебя не понял – это еще не все русские. Пройдет время, и вся эта накипь взаимных упреков сойдет, схлынет. Уже пришло поколение и русских, и казахов, далекое от дремучих амбиций прежних поколений. Но это же новое поколение несет в себе и скрытую угрозу новых глобалистских ценностей, не имеющего ничего общего с интернационализмом старших. Грядет время жестоких прагматиков, живущих сегодняшним днем в стремительно развивающимся обществе потребления, как говорили еще недавно – в «мире сытой бездуховности». Им будет не до наших споров.

…У таксиста в машине хрипит из динамиков Высоцкий, в такт мыслям и мелькающим за окном пригородам Бишкека. Там где у них начинается Киргизия, у нас кончается Казахстан. Георгиевка-Кордай, возможно, - будущий кыргызский анклав. На каком-то языке там будут говорить через двадцать лет? И переселенцы какой волны будут называть этот поселок своей родиной? И подпоют ли Высоцкому:

Мы антиподы,
Мы здесь живем.
У нас здесь анти-
Координаты.

Стоим
На пятках мы
И на своем,
И кто не с нами –
Тот – антипяты!



З.Ы.
Следуя законам жанра, побеседовал в Бишкеке о текущем моменте с более-менее симпатичной (нашел такую с трудом) проституткой и с Александром Князевым (нашел легко). Отвечая на мой вопрос о влиянии революций, штурмов и наблюдений за выборами на доходы ее цеха, девушка, как и ожидалось, подтвердила, что приток оранжевых предводителей, наблюдателей и журналистов по часто предлагаемым самой Историей поводам, привел к тому, что цены на услуги жриц любви по сравнению с прошлым годом выросли втрое. Правда, сокрушалось она, если кто и «поднялся» в цехе за время революции, так это не девушки, а их хозяева, которые целый месяц меняли их любовь на холодильники, компьютеры и другую утварь из разграбленных супермаркетов. «Квартиры себе обставили, суки, а мы отрабатывали»,- призналась девчонка. Сама она в день переворота в Бишкеке отсутствовала, о чем жалеет до сих пор. «Уж ручка Акаева точно мне бы досталась», - зачарованно шепчет она. «Нафига она тебе?», - спрашиваю. «А представляешь: я – и с ручкой президента!», - гордо вскидывает голову «амазонка».
А Князева я попросил прокомментировать исход русских из Киргизии. КАА, хитрован, прищурился и сказал: «Я тебе лучше анекдот на эту тему напомню. Стоят двое евреев, беседуют. К ним подходит третий и говорит: я не знаю, о чем вы тут говорите, но ехать надо!»

Категория: Современный Кыргызстан | Добавил: Kubat (28 Янв 2008)
Просмотров: 3892 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.8 |

Всего комментариев: 1
1 korooluev  
0
Кубат, спасибо за статью. только что прочитал ее с интересом.

Согласен с точкой зрения автора. Для русских в КГ все так и есть. Потихоньку их становится все меньше в КГ, не говоря уже о лояльности к КГ и желании жить в КГ. Жалко конечно, но здесь кроме проявления толерантности к их взглядам и положении ничего предложить не могу.

Большинство кыргызов сами выживают в условиях нашего же "трайба" (полит элиты), который работает не сколько по национальному признаку, сколько по родоплеменному. Поэтому, "трайб" это проблема для всех Кыргызстанцев, а не только русских, узбеков и т.д.

Статья понравилась.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Copyright KGinKZ Community © 2006-2024.   Webmaster Kubat Sydykov