Вт, 24 Дек 2024, 01:23
Приветствую Вас Гость | RSS
     КЫРГЫЗСТАНЦЫ  В  КАЗАХСТАНЕ   
      официальный сайт землячества
Главная страница Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ [5]
Статьи о кыргызстанцах в Казахстане
Современный Кыргызстан [60]
Экономика, политика, общество, культура.
Казахстан [24]
Современный Казахстан - общество, политика, экономика, культура.
История Кыргызстана и кыргызов [5]
Статьи публицистические, научные и научно-популярные об истории Кыргызстана и кыргызов.
Разное [13]
Наш опрос
Где Вы живете/работаете в Казахстане?
Всего ответов: 2637
Начало » Статьи » Современный Кыргызстан

Мировой финансовый кризис: проблемы и вызовы для Кыргызстана

Мировой финансовый кризис: проблемы и вызовы для Кыргызстана

20/11-2008 12:01, Бишкек – ИА «24.kg»

ИА «24.kg» предлагает вашему вниманию статью главы секретариата Инвестиционного совета при президенте Кыргызстана, доктора экономических наук, экс-министра финансов КР Талайбека Койчуманова.

 

У китайцев слово «weiji», что переводится как «кризис», имеет два значения: кризис, в обычном понимании этого слова, и возможность, шанс.

 

Отдельные аналитики, описывающие ситуацию на мировых рынках в связи с разворачивающимся мировым финансовым и экономическим кризисом, наряду с угрозами и рисками пытаются указать не только пути выхода из кризиса, но и определить механизмы извлечения выгоды из сложившейся ситуации. Речь идет не о том, чтобы «нажиться на чужой беде», а о поиске положительных эффектов от кризиса для того, чтобы выйти из него не только с потерями, но с какими-то дивидендами.

 

Ими могут стать более мобильная и конкурентоспособная экономика, изменившийся динамичный государственный менеджмент, новая расходная и финансовая политики, развитие инновационных и энергосберегающих технологий.

 

Уроки мирового финансового кризиса конца 90-х годов

 

Никакого урока мир из этого кризиса не извлек. Достаточно сказать, что не удалось внедрить в странах - членах МВФ 4 принципа прозрачности в финансовой сфере.

 

В Вашингтоне 15 ноября 2008 года «группой 20» - лидерами самых развитых стран мира, а также представителями международных финансовых институтов - утверждены 5 принципов реформ для укрепления финансовых рынков и регуляционных режимов для предотвращения будущих кризисов: «укрепление прозрачности и подотчетности», «усиление надежного регулирования», «поддержка честности на финансовых рынках», «укрепление международного сотрудничества», «укрепление международных финансовых институтов». Очень похожие принципы. Осталось только добиться, чтобы на этот раз они были приняты всеми.

 

Уроки финансового кризиса для Кыргызской Республики

 

Мне приходилось заниматься антикризисными мерами в период мирового финансового кризиса конца 1990-х годов. Тогда и появилась статья, посвященная «окнам возможностей». Суть заключалась в том, чтобы попытаться найти «плюсы» в кризисной ситуации и «расширить узкое окно возможностей» для КР.

 

К сожалению, время было упущено и не удалось извлечь каких-то реальных плюсов из той ситуации. Как следствие, реформа энергосектора осталась в зачаточном состоянии, а политика государственных расходов осталась практически замороженной. Инвестиционная получилась деформированной и не способствующей устойчивому росту экономики (норма накопления около 15 процентов), так сальдо прямых иностранных инвестиций к 2003 году вообще оказалось даже отрицательным. И все это на фоне роста внешней задолженности, которая была более 100 процентов ВВП.

 

Нынешний мировой кризис

 

По оценкам экономистов, нынешний мировой кризис – логичное завершение этапа 60-летнего мирового роста, составная и неотъемлемая часть длинного экономического цикла. Либерализация мировой финансовой системы сделала, если можно так выразиться, свою работу: глобализация, которая сопровождалась целой чередой региональных кризисов в 1980-1990-х в Латинской Америке, Африке, Азии, завершилась.

 

Почему исчерпалась идея, которая питала весь мир в течение 60 послевоенных лет? Она заключалась в том, чтобы создать государства всеобщего благосостояния в Европе и Америке. Другая цель - экспансия финансовых институтов США, а позже Европы в развивающийся мир.

 

В принципе, идея полностью реализовалась, произошло стремительное развитие финансовых институтов Запада. Сегодня же она изжила себя. В эпицентре кризиса оказались сами западные финансовые институты, наиболее активные и либерализованные. В отсутствии целей настоящего развития, которое связано с формированием новой добавленной стоимости – новые рынки, новые активы, новые технологии, - они пошли по пути эксплуатации уже имеющегося, созданного и освоенного ранее, не встречая на своем пути таких ограничений, как, скажем, индустрия или товарные рынки.

 

Одной из основных проблем для развивающихся экономик является то, что на деньги, занятые за границей, фактически мало что реально строилось. Весь огромный поток внешних поступлений ушел в спекулятивное разогревание всех имеющихся в наличии активов вместо увеличения инвестиций в основной капитал.

 

Какие положительные эффекты можно ждать от кризиса?

 

Во-первых, резкое снижение издержек. Все, что имеет искусственно завышенную стоимость, будет падать в цене (аренда, недвижимость, зарплата, логистика). Благодаря этому многие средние компании могут стать более эффективными.

 

Во-вторых, структурные сдвиги в экономике. Неэффективные и неконкурентоспособные предприятия банкротятся, высвобождаются ресурсы, которые направляются в более эффективные производства и используются новыми игроками.

 

Ситуация в Кыргызской Республике в 2008 году

 

Торговый баланс. Его дефицит (превышение импорта над экспортом) за январь-октябрь 2008 года превысил $1,7 миллиарда и по отношению к ВВП достиг рекордного показателя 42,2 процента. Следует отметить, что рост объема ввозимых товаров связан с бумом в отдельных секторах экономики, привлекательных для инвесторов. В первую очередь, строительство и потребительский рынок.

 

Инфляция. В 2008 году она превысила планируемые показатели почти в 1,5 раза. Это повлекло резкое повышение процентных ставок в банковском секторе, которые достигли почти 25-27 процентов в национальной валюте. По итогам января-октября 2008 года инфляция уже составила 25,7 процента, что может вызвать дальнейший рост процентных ставок в банковском секторе в 2008 году. Что в свою очередь окажет влияние на деловую активность в экономике.

 

Завышение курса сома и стоимости активов. О нем может говорить тенденция реального эффективного обменного курса сома. По официальным данным НБ КР (последние данные относятся к июлю 2008 года), рывок превысил 100 процентов. То есть произошло относительное удорожание сома, что в целом неблагоприятно влияет на торговый баланс.

 

Совокупный спрос и занятость. В принципе, спрос, по данным за первое полугодие, был хорошим. По итогам первых шести месяцев 2008-го объем кредитов не уменьшался. В августе отмечается относительно заметное снижение вновь выданных кредитов на 20 процентов по сравнению с июлем, что может говорить о сокращении спроса. Также общая сумма с января по август 2008 года ниже аналогичной за прошлогодний период на 4,7 процента.

 

В целом, в сфере торговли и общественного питания идет замедление темпов роста. Спрос в первую очередь отражается на них и на строительном секторе. Например, темпы роста в последнем упали на 2,1 процента за январь-октябрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007-го.

 

По данным за октябрь, ощущается тенденция к замедлению темпов роста, но говорить о рецессии еще рано.

 

Уменьшение инвестиций в основной капитал со стороны предприятий и организаций является тревожным сигналом. Данный показатель в абсолютном выражении сократился на 1 миллиард 324,2 миллиона сомов. Падение составило 22,6 процента. Но отмечается рост инвестиций по другим позициям. В частности, по прямым иностранным инвестициям и средствам за счет иностранных кредитов.

 

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре

 

Млн. сомов

В процентах к итогу

 

2007

2008

2007

2008

Всего

14543,1

17947,1

100

100

Внутренние инвестиции

11333,6

1764,7

11,9

66,3

   Республиканский бюджет (включая средства на чрезвычайные ситуации)

1408,4

1764,7

9,7

9,8

   Местный бюджет

308,9

298,5

2,1

1,7

   Средства предприятий и организаций

5866,1

4541,9

40,3

25,3

   Кредит банка

_

136,8

_

0,8

   Средства населения

3750,2

5159,7

25,8

28,7

   Благотворительная помощь резидента

_

0,5

_

0,0

Внешние инвестиции

3209,5

6045,0

22,1

33,7

   Иностранный кредит

1765,0

2832,0

12,2

15,8

   Прямые иностранные инвестиции

772,0

2666,5

5,3

14,9

   Иностранные гранты и гуманитарная помощь

672,5

546,5

4,6

3,0

 

 

Меры борьбы с рецессией

 

Какие меры приводят к увеличению спроса, возобновлению экономической деятельности и увеличению занятости? Во-первых, те, что направлены на упорядочение каналов финансирования. Это может быть обычный контроль цен, но он, как правило, не эффективен. Это может быть политика бюджетных дефицитов, за счет которых финансируются капитальные вложения, способствующие оживлению экономики. Такая мера в принципе реальна и может быть использована. Это может быть также политика государственных займов, предназначенных для стабилизации сбережений.

 

Во-вторых, сокращение стихийного предложения. Иными словами, установление равновесия путем снижения предложения до уровня спроса (ограничение производства, сокращение рабочего времени, закрытие ряда предприятий). Но это чревато депрессией и может спровоцировать инфляцию, а самое главное: такая политика социально неприемлема.

 

В-третьих, политика увеличения спроса. Это наиболее распространенный инструмент рефляции, он предполагает такие меры, как увеличение государственных расходов, ведение политики открытого рынка, заключающейся в массивной эмиссии, политики уравнивания доходов (помощь беззаботным, досрочный уход на пенсию, облегчение налогообложения для малоимущих). С этим явлением тесно связано искусственное подбадривание спроса (девальвация, селективная кредитная политика, политика общего сдерживания издержек за счет повышения производительности труда, внедрение всевозможных инноваций).

 

Какие меры расширения спроса и увеличения занятости можно предложить в Кыргызстане?

 

Во-первых, увеличить Программу государственных инвестиций (ПГИ), расширить расходы государственного бюджета. При этом необходимо сделать так, чтобы централизованные деньги достались наиболее эффективным предпринимателям на конкурсной основе. Можно также временно увеличить внешнее заимствование, учитывая, что внешняя задолженность в целом уменьшена и в пределах порога безопасности. Еще лучше, если делать это через гранты. Следует попытаться увеличить и заимствование у населения через выпуск различных ценных бумаг (хотя это попытка до сих пор не очень удавалась).

 

Одно из интересных предложений: попытаться заключить соглашение с Китаем о предоставлении стабилизационного займа по преодолению внешних шоков. На таких же условиях, как предоставляет МВФ. Международный валютный фонд готов выделить такой займ Кыргызстану в размере $60 миллионов на самых льготных условиях, но этого может оказаться недостаточно. Понятно, что условия, поставленные МВФ взамен, предполагают жесткие монетарные и фискальные меры.

 

Что касается валютного курса, то здесь можно понять Нацбанк Кыргызстана, проводящий политику сдерживания курса из-за высоких темпов инфляции. НБ КР хочет снизить инфляционные риски. Вопрос в том, надо ли увеличивать денежную массу в сомах при существующих темпах инфляции или следует уменьшить скупку долларов и удастся ли при этом удержать инфляцию, ведь внешние деньги все равно вбрасываются в нашу экономику.

 

Такой же вопрос на счет девальвации сома. Механизм реализации такой политики очень тонок и требует чрезмерной осторожности.

 

Инвестиционная политика

 

Все перечисленные ограничения подчеркивают, что структурный сдвиг в пользу внутреннего потребителя в реальности возможен за счет только внутренних резервов по созданию более конкурентоспособных условий для инвесторов.

 

В инвестиционной политике необходимо закреплять тенденцию увеличения внутренних инвестиций в экономику, доведя этот показатель с 17 до 25 процентов ВВП. Это означает, прежде всего, всемерное поощрение вложений в основной капитал, новые конкурентоспособные производства. Максимально благоприятный инвестиционный климат – другого пути нет.

 

Следует продолжить и даже ускорить начатые реформы по снижению административных барьеров. Снижение налогового бремени по новому Налоговому кодексу – очень важный шаг в этом направлении, но есть еще много других возможностей, которые озвучивались и поднимались бизнес-сообществом на Инвестиционном совете при президенте КР.

 

Мог бы добавить еще один – предусмотреть льготы для приоритетных инвестиционных проектов. Правда, определение приоритетов надо сделать открытым, прозрачным и обоснованным. Главный критерий – конкурентоспособность проекта, производства.

 

Следует отметить, что, обладая огромным потенциалом, проблемными секторами экономики остаются энергетический, горнодобывающий, транспортный (дорожный). Правительству необходимо апробировать современные модели привлечения капитала в данные секторы (венчурные фонды, слияние и совместное управление активами, синдицированные займы, пулы).

 

Внутренними вызовами кыргызской экономики являются также неравномерность налогового бремени и существенный размер теневого сектора (около 50 процентов ВВП). Необходимы меры для переноса тяжести налоговой нагрузки с сектора производства на перераспределение товаров и услуг.

 

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что нельзя самим провоцировать кризис, нельзя порождать панику. Мы должны научиться рассматривать кризисные тенденции как сигнал к необходимости проведения реструктуризации экономики и обновлению менеджмента. Надо постараться выйти из кризиса обновленными, не упустить свой шанс.

URL: http://www.24.kg/economics/2008/11/20/98519.html


Источник: http://www.24.kg/economics/2008/11/20/98519.html
Категория: Современный Кыргызстан | Добавил: Kubat (20 Ноя 2008)
Просмотров: 1339 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Copyright KGinKZ Community © 2006-2024.   Webmaster Kubat Sydykov