Филипп ПРОКУДИН, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)
Наши корреспонденты первыми из журналистов добрались до точки, из которой Санта-Клаус отправляется в новогоднюю ночь развозить подарки. Согласно новейшим исследованиям она расположена… в соседней Киргизии.
Поводом для нашей поездки послужило курьезное исследование сотрудников шведской компании SWECO. Год назад перед Рождеством они решили найти оптимальную точку старта Санта-Клауса. Такую, из которой волшебник успел бы развезти подарки детям по всему миру в максимально короткие сроки. Рассчитали со знанием дела: компания занимается перевозками товаров. Так вот: шведы установили, что их коллега должен выезжать на своих оленях из точки с координатами 40 градусов, 40 минут восточной долготы и 72 градуса северной широты. А это где-то на юге Киргизии.
Гражданин мира по фамилии Клаус
После нашей вылазки в логово Санта-Клауса мы долго не могли отделаться от впечатления, что шведы, “поселившие” рождественского старца неподалеку от Ферганской долины, жестоко пошутили над всем остальным человечеством. Судите сами: святой Николай – чудотворец Мирлийкийский, родившийся и проживший свою жизнь в Малой Азии (на территории современной Турции), с течением времени сначала превратился в седобородого весельчака с подозрительно красным носом и в красном же колпаке и “прописался” в Лапландии.
Но затем чудотворец по фамилии Клаус, обряженный компанией “Кока-Кола” еще и в красный тулуп (потому что в рекламе это хорошо смотрелось!), вышел за пределы традиционного ареала обитания – западных стран, и принялся разносить подарки детям по всему миру – от бананово-лимонного Сингапура до каких-нибудь знойного Найроби или заснеженных Альп.
Но на этом сюрреалистическая история епископа из города Миры не заканчивается. Шведская логистическая компания с математической точностью устанавливает точку старта Санта-Клауса – в киргизских горах. Ага, самое место... Кто-нибудь вообще проверял расчеты этих математиков?
По соседству с йети
На место старта рождественского забега Санта-Клауса или новогоднего тура Деда Мороза можно попасть разными путями – либо через Ош, либо через Джалал-Абад.
Прямой путь к ущелью, из которого, по мнению шведов, стартует святой Николай, идет от городка Узген, расположенного как раз между двумя этими городами. Несколько столетий назад, когда христианский святой и его почитатели и не подозревали, что с течением веков он будет вынужден переквалифицироваться в дистрибьютора рождественских подарков, Узген был столицей тюркского государства караханидов.
Так что достопримечательностей в округе точки с координатами 40 градусов, 40 минут восточной долготы и 72 градуса северной широты хватало и до “поселения” там Санта-Клауса. Например, в центре маленького Узгена находится хорошо сохранившийся архитектурный комплекс XII века, который представляет интерес и для историков, и для любопытствующих туристов.
Подходят ли такие места для хотя бы временного расквартирования Санта-Клауса со всем его табором: оленями, эльфами и канцелярией, принимающей письма от детей со всего света? Владимир Боголюбов, член сборной Кыргызстана по альпинизму, помогавший нам в наших поисках точки старта, считает, что горы Киргизии – удачный пункт отправления для Рождественского Деда. Где-где, а на почти нехоженых горных тропах у него меньше шансов столкнуться с назойливыми посетителями. Ибо даже такие профессиональные искатели приключений на свои головы и прочие части тела, как альпинисты, не успели посетить все ущелья и покорить все пики в этих горах. Действительно, почему бы Санта-Клаусу не поселиться в высокогорье в компании с йети? Тем более что существование обоих вызывает ожесточенные споры.
От Узгена мы выдвинулись в горы в направлении аула Терек. Дорога шла серпантином по склонам гор. Помимо фантастически красивых скал длинное путешествие скрашивали рассказы попутчиков, которые развлекали нас занимательными историями из местной жизни. Например, о перевале с романтичным названием “Прощай, молодость!”, который получил свое имя после ряда трагических инцидентов – в пропасть с дороги в том месте несколько раз срывались автобусы то с туристами, то с группой призывников.
Естественно, не обошлось и без мистической истории – несколько лет назад на нем обнаружили “Москвич” с открытой дверью и горящими фарами. Водителя, конечно же, не нашли…
“Ободренные” такими рассказами, мы некоторое время продолжали свой путь в молчании, сомневаясь про себя, что такие “рождественские истории” привлекут сюда толпы туристов.
Вся надежда на Санту
Сам аул Терек, до которого мы несколько часов тряслись по горным дорогам, представляет собой обычную, хотя и очень живописную горную деревушку.
Перед поездкой мы в рамках изучения предмета нашего интереса просмотрели промо-фильм, выпущенный в соседней республике для привлечения иностранцев в страну Санта-Клауса. Сценаристы, то ли стеба ради, то ли в порыве вдохновения, заявили, что открытие шведов тут никого не удивило. Дескать, и до того в киргизских горах из уст в уста передавались легенды о седобородом старце в красном колпаке, бродящем в ущельях.
Мы решили из этнографического интереса проверить гениальную находку создателей фильма. Вдруг Чокан Валиханов, записав “Манас”, прошел мимо такой жемчужины народного творчества? Тщеславное желание совершить открытие заглушило здравый смысл.
– Да не было здесь никогда таких легенд, – дурацкий вопрос сильно позабавил местных жителей. И тут же в свою очередь стали выспрашивать у нас: не привезли ли мы с собой Санта-Клауса? Как он выглядит? Когда приедет? Местных жителей этот сказочный персонаж очень интересовал, ведь именно с ним они связывали все надежды на лучшую жизнь.
– У нас тут ничего нет: ни базара, ни торговли, ни производства – ничего. Скотина только кой-какая есть, да вот теперь еще и Санта-Клаус, – рассказывали селяне. – Может, он приедет и все наладится?
Взрослые крестьяне с детской доверчивостью ждали чудес от Деда Мороза: стоит тому появиться – и на бедные аулы снизойдет изобилие: на лугах вместо тощих баранов будут пастись стада упитанных и платежеспособных туристов.
Здесь были северные олени?
Собственно, точка старта Санта-Клауса не в самом ауле, а километрах в семи от него. Путь к ней идет через живописные ущелья и каньоны.
Само же место с координатами 40 градусов 40 минут восточной долготы и 72 градуса северной широты оказалось большой поляной в ущелье. Альпинисты, проходившие эту точку для покорения пика Санта-Клауса (ну да, так и назвали одну из безымянных доселе горных вершин!), условились, что свой заезд на оленьей упряжке Дед Мороз должен начинать от камня – единственного приметного места на поляне.
Достижение знаменательной географической точки мы отметили тем, что, взгромоздившись на камень, объявили оттуда всему миру о своем приоритете. После чего запечатлели этот миг на фотопленку и оставили под камнем елочные игрушки, дабы отмести все сомнения в том, что именно наша газета была первым средством массовой информации, добравшимся до старта Санта-Клауса. Ура!
Небольшая пещера неподалеку от камня была названа берлогой Санта-Клауса. Обследование показало, что Дедуля должен быть субтильного телосложения, чтобы протиснуться в узкий лаз пещеры.
Дальнейший осмотр прилегающей территории помог выявить следы жизнедеятельности домашнего скота (неужели и правда олени Санта-Клауса поработали?) и высохшие эдельвейсы. Если бы вы знали, из какого сора растут цветы...
Полюбовавшись панорамой, мы двинулись в обратный путь. И вот тут-то нас и подстерегли неожиданные препятствия!
Лавина гостеприимства
“Бедствие” застало нас врасплох. Мы боролись, насколько нам позволяли наши силы. Понимали: стоит нам хоть чуть дрогнуть – и перспектива увидеть родные дома станет совсем уж отдаленной. Нет, это были не снежные лавины, обвалы и сель. Это было гостеприимство местных жителей – искреннее и неумолимое.
Солнце закатывалось за горы, нам предстоял долгий путь по дороге над ущельями, но водитель, ставший глухим к нашим просьбам и угрозам, сворачивал к дому, возле которого стояли радушные хозяева.
Попытки отказаться от угощения только ухудшали наше положение. Хозяева немедленно выносили снедь из дома и едва ли не насильно потчевали дорогих гостей. Стоило проявить вежливую нерешительность – и вот мы уже за накрытым дастарханом и хозяева щедро подливают в пиалы кумыс. Несколько слов благодарности – и в ответ глава семьи подносит нам целую бутылку этого напитка. Наши попутчики вежливо поддерживали застольный разговор, мы старались молчать, усвоив, что лишнее замечание влечет немедленные последствия – угощение “в особо крупных размерах”. Хозяева следили за дорогими гостями, как дотошные родители за маленькими детьми – все ли съели? Ложку – за дружбу, ложку – за Казахстан, ложку – за Киргизию...
Напоследок хозяева объяснили свое поведение: а вдруг кто-то подумает, что в ауле Терек живут негостеприимные и черствые люди? В любом уголке мира мы готовы под присягой подтвердить, что вряд ли кто может соревноваться с жителями Терека в гостеприимстве!
Когда мы уже загрузились в машину, хозяева последнего дома протянули нам в окна лепешки.
Прощай, аул Терек, прощай, бедная земля высокогорья, на которой живут такие щедрые люди, прощайте, ущелья и скалы, прощай, край Санта-Клауса! Теперь мы точно уверены в том, что шведские математики ошиблись: если Рождественский Дед начинает тур по городам и весям мира из ущелья в среднеазиатских горах, то уж точно не потому, что ему так удобно. Он просто тоже любит горы.