Пт, 03 Май 2024, 00:01
Приветствую Вас Гость | RSS
     КЫРГЫЗСТАНЦЫ  В  КАЗАХСТАНЕ   
      официальный сайт землячества
Главная страница Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ [5]
Статьи о кыргызстанцах в Казахстане
Современный Кыргызстан [60]
Экономика, политика, общество, культура.
Казахстан [24]
Современный Казахстан - общество, политика, экономика, культура.
История Кыргызстана и кыргызов [5]
Статьи публицистические, научные и научно-популярные об истории Кыргызстана и кыргызов.
Разное [13]
Наш опрос
Где Вы живете/работаете в Казахстане?
Всего ответов: 2637
Начало » Статьи » Казахстан

Хотели как лучше… (об акции по легализации мигрантов)
Хотели как лучше…
Получилось как всегда – проведенной акции по легализации гастарбайтеров ставят неудовлетворительную отметку


Количество гастарбайтеров из экономически неблагополучных стран растет из года в год, несмотря на борьбу казахстанских полицейских с нелегальной рабочей силой. Впору призадуматься – так ли страшен черт, как его малюют? В прошлом году состоялась акция доброй воли – нелегалов легализовали. С того времени прошло всего полгода, а реалии жизни показывают, что ситуация не улучшилась. О последствиях легализации трудовых мигрантов сегодня рассуждает Виктория ТЮЛЕНЕВА, руководитель Правозащитного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, координатор проекта «Правовая защита мигрантов».


Каков закон, такое и исполнение

С каждым годом в Казахстан приезжает все больше и больше иностранцев в поисках работы. В первую очередь из соседних стран. Едут люди из простого человеческого желания поправить свое семейное материальное «благополучие», поскольку уже многие рядовые казахстанцы знают, что такое «материальное благосостояние» по-узбекски или по-таджикски и чем оно отличается от казахстанского.
Однако трудоустроиться трудовому мигранту на территории Казахстана совсем не просто. Прежде всего по причине законодательных норм, регулирующих вопрос трудоустройства иностранцев на территории республики. Казахстанское законодательство построено таким образом, что гражданин другой страны, приехавший к нам на заработки, может работать здесь только при наличии разрешения со стороны государства, которое выдается даже не ему самому, а казахстанскому работодателю.
Кстати, нужно отметить, что данный подход достаточно разумен и логичен, поскольку основан на принципе защиты внутреннего казахстанского рынка труда. Ясна и цель такого подхода – уберечь казахстанских специалистов и квалифицированных рабочих от безработицы, которую может спровоцировать неконтролируемый поток квалифицированных иностранных специалистов и рабочих.
Однако в то же время законодательство устанавливает слишком сложные, непонятные, обременительные для казахстанского работодателя процедуры получения разрешения на привлечение иностранцев на работу. Настолько сложные, что не каждый работодатель может позволить себе пройти их от начала до конца, чтобы законно принять иностранца на работу. Дешевле по затраченным времени и силам обойдется принять его на работу подпольно, а потом «откупиться» от ответственности за нарушение законодательства.
Думается, что, разрабатывая нормы законодательства, регулирующего трудоустройство иностранцев на территории нашей страны, законодатель исходил из предположения, что к нам будут приезжать исключительно квалифицированные специалисты. Но, по всей видимости, законодатель не предвидел ситуации, при которой в страну может хлынуть поток так называемых гастарбайтеров из соседних стран.
Именно поэтому в действующем законодательстве отсутствует регламентация отношений, в первую очередь трудовых, между казахстанским работодателем и неквалифицированным иностранным работником, приехавшим, например, работать на строительных объектах разнорабочим, в сфере общественного питания.
Реалии же сегодняшнего дня показывают, что ежегодно увеличивается приток в Казахстан именно чернорабочих, за «дешево и сердито» способных построить дом, сделать в нем ремонт или обработать плантацию табака.
Добавьте к законодательству еще пару-тройку причин типа возможности сэкономить деньги за счет низкой заработной платы, неуплаты налогов и прочих сопутствующих факторов и поймете, что основную массу работающих в стране иностранцев составляют так называемые нелегальные трудовые мигранты.
Долгое время в Казахстане существовал силовой подход в решении проблем нелегальной трудовой миграции, строящийся на принципе «нет человека – нет проблемы». Нелегалов буквально пачками выдворяли за пределы Казахстана, пытаясь бороться тем самым с таким явлением, как трудовая миграция. Но практика показала неэффективность данного подхода, поскольку количество иностранцев, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в стране, не уменьшалось, а отчисления в бюджет не поступали.

Оставить нельзя убрать

После прошлогоднего послания президента страны народу Казахстана меры в решении проблемы незаконной трудовой миграции изменились, поскольку глава государства объявил, что «…нам нужна современная концепция миграционной политики», поручив правительству «с учетом опыта других стран проработать механизм проведения разовой акции по легализации незаконных трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории республики, путем их регистрации в органах внутренних дел и других соответствующих ведомствах».
Идея, безусловно, новая для Казахстана, но очень интересная и вполне рабочая. Так делали и делают многие страны мира, включая европейские и США. Государство, зная, что в стране достаточно много незаконно работающих иностранцев, и понимая, что проблема не решается их выдворением, предлагает им «выйти из тени», получить право на работу и работать со всеми вытекающими юридическими последствиями – заключением официальных трудовых отношений с работодателем, уплатой налогов и, соответственно, с последующей возможностью защищать свои права.
Следуя установке президента, Министерство внутренних дел разработало закон «Об амнистии в связи с легализацией незаконных трудовых иммигрантов», который
4 июля 2006 года был принят в парламенте. Закон предполагал легализацию мигрантов через их работодателей. И заявление о легализации должен был подавать не сам трудовой мигрант, а его работодатель. Была выбрана процедура, согласно которой работодатель должен был обратиться в соответствующее отделение миграционной полиции с заявлением о легализации работающих у него трудовых мигрантов. К заявлению работодатель в обязательном порядке прилагал документы, удостоверяющие личность его работников, их миграционные карточки и трудовые договора, срок которых не мог превышать более трех лет. Успешно легализованные мигранты получали миграционные карточки особого образца сроком действия, равным сроку действия трудового договора, представленного работодателем. После легализации взаимоотношения работодателя и нанятых им на работу мигрантов приобретали официальный, то есть законный, характер, который обязывал работодателя ежемесячно уплачивать налоги и другие обязательные отчисления в бюджет за каждого легализованного мигранта.
Акция по легализации незаконных трудовых мигрантов началась уже с августа и продолжалась пять месяцев, до конца декабря 2006 года. Легализовывали всех, поскольку был план, рассчитанный минимум на 100
 тысяч человек. А после завершения амнистии МВД гордо отчиталось, что ему удалось легализовать 164 тысячи незаконных трудовых мигрантов.
По роду деятельности мне часто приходится встречаться с мигрантами, поэтому я могу судить о прошедшей легализации не только с позиции победных отчетов МВД, но и тех, кого собственно и легализовывали. Так, совсем недавно мне пришлось побеседовать с не менее чем тридцатью мигрантами, легализованными в ходе амнистии и в настоящее время торгующими на одном из вещевых рынков Алматы. Все они имеют миграционные карточки особого образца, неофициально называемые «разрешениями на работу», в которых действительно указано, что прибыли они в Казахстан «на работу». Казалось бы, что может быть лучше: живи и работай! Но в жизни все оказалось куда сложнее, не все так гладко, как явствовало из отчетов МВД.
Все мигранты, как один, рассказывали мне одну и ту же историю. Как выяснилось, еженедельно рынок посещают миграционные полицейские районного управления, на территории которого рынок расположен. Приходят они с целью проверки документов иностранных граждан, торгующих на нем, просят предъявить документы, знакомятся с ними и, видя «разрешения на работу», говорят о том, что они недействительны для осуществления торговли на рынке. Мол, тебя легализовала строительная компания, вот ты и работай на стройке. И это в лучшем случае. В худшем – полицейские открыто заявляют, что эти бумажки для них ничего не значат и грозят санкциями. Понятно, что если у мигранта «не та бумага», то ему остается одно – откупаться, то есть давать взятку. Многочисленные беседы с мигрантами убедили меня, что это стало массовым явлением. Хотя предполагалось, что в результате прошедшей амнистии мигранты получат право работать на территории Казахстана в течение определенного периода времени, не превышающего трех лет. На мой взгляд, это должно было означать, что легализованные трудовые мигранты смогут выбирать наиболее подходящее для них место работы, трудоустраиваться, вступать в официальные трудовые отношения, причем без необходимости получать работодателем разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в Казахстан, а потом увольняться, находить себе новое место работы, заключать новые трудовые договора. В общем, все должно было быть так, как у граждан Казахстана!
Но сегодня на практике все по-другому – сменил работодателя, значит, потерял право работать, полученное в ходе амнистии. Но ведь случаи «пожизненной» работы у одного работодателя – это большая редкость даже среди граждан Казахстана. Да и в целом тогда непонятен смысл прошедшей амнистии.

Что посеешь, то и пожнешь

Я думаю, что на момент разработки закона для сотрудников миграционной полиции не был секретом факт, что в большинстве своем приезжающие в Казахстан трудовые мигранты являются так называемыми сезонниками, работающими на сельскохозяйственных работах или на строительстве и ремонте частного жилья. И срок их работы на одного работодателя длится максимум до полугода. Тогда почему и зачем их привязали к одному работодателю, без возможности уйти от него, устроиться на новую работу? Или, по логике «миграционщиков», процесс легализации мигрантов должен повторяться регулярно, при каждой смене работы?
Лично я не вижу никакого смысла в повторном получении «разрешения на работу» (миграционной карточки особого образца) при смене мигрантом места работы, кроме как с целью «подзаработать» на нем.
Налоги, выплачиваемые работодателями, легализовавшими трудовых мигрантов, поступают в бюджет государства и сейчас, и будут поступать еще до декабря 2009 года. А что потом? А потом поступления прекратятся. И более того, если государство захочет повторить подобную акцию, я полагаю, что в большинстве своем казахстанские работодатели не согласятся легализовывать мигрантов. Почему? Да потому, что уже поняли, что им это невыгодно. Не так давно я услышала историю о том, как человек нажил себе серьезную головную боль, легализовав на один год двух узбеков, которые ремонтировали дом. Они за два месяца сделали всю работу, ушли к другому работодателю, а тот, кто их легализовал, еще десять месяцев должен платить налог так, как будто они у него работают.
Практика показывает, что слишком сложные, нелогичные, неясные процедуры не помогают достичь поставленной цели, а лишь отдаляют ее. То, что происходит сегодня с трудовыми мигрантами и работодателями, легализовавшими их, рано или поздно отпугнет и тех и других, и они вновь предпочтут работать в тени, откупаясь по привычке от миграционной полиции традиционными взятками.

Подготовила Александра Алехова, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы

 02.08.2007

Категория: Казахстан | Добавил: Kubat (03 Авг 2007)
Просмотров: 1194 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Copyright KGinKZ Community © 2006-2024.   Webmaster Kubat Sydykov