http://www.asiainform.ru/rusdoc/9823.htm
Д. Верхотуров
АЗИЯИНФОРМ. Эти два слова достаточно мало известны за пределами Центральной Азии, и мало кто сможет сразу указать их значение. Между тем, они обозначают возвращение на родину этнических казахов и киргизов, предки которых покинули родные места из-за войн, голода, репрессий. Теперь, когда Казахстан и Киргизия получили независимость, началось возвращение соотечественников на родину.
Программа по возвращению оралманов началась в Казахстане с самого начала независимости, с 1991 года. По словам начальника управления комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана Аслана Каржаубаева, с 1991 года в Казахстан въехало 433 тысяч оралманов, или 110 тысяч семей.
Начало было очень трудным. В 1991 году из Монголии в Казахстан переехали первые казахи-переселенцы – 97 человек. С 1993 года, поскольку обустройство переселенцев обходилось с большими затратами и трудностями, в 1993 году ввели квоту на переселение 10 тысяч семей в год. Но вскоре квота из-за сильного экономического кризиса, была сокращена до 500 человек в год. Но, несмотря на эти ограничения, с 1991 по 2000 год в Казахстан переехало 42 тысячи семей или 180 тысяч человек.
В 2001 году квота была резко повышена с 500 до 15 тысяч семей, и с 2001 по 2005 год переехало 65 тысяч семей или 250 тысяч человек. В 1997 году оралманы в Казахстане получили законодательный статус. В декабре 1997 года был принят закон РК «О миграции населения», в соответствии с которым под оралманами признаются иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Казахстаном за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания.
Для наиболее легкого устройства на новом месте, оралманам предоставляется ряд льгот и оказывается разносторонняя помощь. Они охватывают практически все сферы жизни оралмана: приезд, регистрацию, трудоустройство, образование, медицинскую помощь, страхование, пенсионное обеспечение и так далее.
Теперь, явно под влиянием казахстанского опыта, к подобной программе переходит и Кыргызстан. Премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов подписал постановление о создании Государственной программы «Кайрылман», по оказанию помощи этническим киргизам, которые переселяются в Кыргызстан.
Она строится пока не как долгосрочная программа, а как меры по устройству 22,8 тысяч киргизов-переселенцев, которые уже фактически живут в Кыргызстане, но не имеют гражданства, работы, подходящего жилья. До 2008 года, согласно этой программе, должны быть решены проблемы с их расселением в республике, или предоставлением земельных участков для строительства, обучения, трудоустройства и социального обслуживания.
Однако в рамках этой программы вводится новый статус – «кайрылман», аналогичный статусу «оралман» в Казахстане, который позволяет переселенцу воспользоваться правами на образование, трудоустройство и медобслуживание до получения кыргызского гражданства. Скорее всего, насколько можно полагать, этот статус сохранится и в дальнейшем. Миграционные и демографические проблемы стоят и перед республиками Центральной Азии. Казахстан и Кыргызстан – это далеко не многочисленные государства, с большой долей «нетитульного» населения, и эти обстоятельства ставят определенные препятствия в развитии государства, общества, национальной культуры и языка.
Но нельзя не обратить внимание, что в отличие от России, решение этих проблем поставлено по-другому. Во-первых, мигрантов никто из страны не выгоняет и не ведет антимиграционной пропаганды. Напротив, Казахстан провел недавно масштабную легализацию мигрантов, в рамках которой было легализовано около 90 тысяч человек. Для того, чтобы в России достигнуть казахстанских масштабов легализации, нужно легализовать около 880 тысяч мигрантов. Но в России это равносильно политическому кризису.
Во-вторых, в отличие от российского аналога программы возвращения соотечественников, четко определены критерии, кто может претендовать на статус переселенца. Казахстану и Кыргызстану, правда, этот критерий выдвинуть все же гораздо легче, чем России.
В-третьих, в отличие от России, в Казахстане и Кыргызстане не пытаются затыкать переселенцами дыры в экономике и демографии, и не пытаются заселять ими депрессивные районы. Хотя далеко не всякий оралман поселяется в Астане или Алматы, но расселение переселенцев в Казахстане не сравнить с планами российского правительства о заселении соотечественниками депрессивных районов Дальнего Востока.
Ну и, в-четвертых, стоит отметить и то, что сама программа выполнена в рамках национальной культуры и обставлена именно как возвращение на родину, а не как возвращение под «государеву руку», как дело обстоит в России.
Одним словом, это интересные начинания, которые уже дали первый результат. Со временем они помогут Казахстану и Кыргызстану поправить демографический баланс, укрепить свое национальное общество, что остро необходимо для развития культуры и языка.
Появление такой программы в Кыргызстане, помимо перечисленных обстоятельств, показывает еще и то, что правительство, несмотря на острую политическую борьбу вокруг проекта конституционной реформы, несмотря на постоянные действия оппозиции и угрозу дестабилизации, тем не менее, думает о будущем и принимает посильные меры к укреплению киргизского общества.
Дмитрий Верхотуров, эксперт Фонда "Азия Аналитика"
Источник: http://www.asiainform.ru/rusdoc/9823.htm |