Через 150 лет по следам Ч. Валиханова
http://www.for.kg/gopress.php?id=349
По проекту Международного института изучения Центральной Азии при ЮНЕСКО осенью 2006 г. была организована международная этнологическая экспедиция в Китайскую Народную Республику. В состав экспедиции вошли представители научных учреждений Таджикистана (А.Саидов), Узбекистана (Х. Матбабаев), Кыргызстана (К. Ташбаева и автор данной статьи - профессор А. АСАНКАНОВ). Ему слово.
Основной целью кыргызской экспедиции было изучение быта и культуры кыргызов Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Так совпало, что наш поход состоялся через 150 лет после поездки Чокана Валиханова в Восточный Туркестан. Это была первая крупномасштабная этнологическая экспедиция по местам расселения китайских кыргызов после Ч. Валиханова, а началась она с Алтая.
Алтай - древняя родина кыргызов - на севере граничит с Республикой Горный Алтай Российской Федерации, а на востоке - с Монгольской Народной Республикой. Он находится в пределах 800 км от г. Урумчи.
По пути на Алтай наша экспедиция переночевала в Божине, а утром мы взяли курс в город Алтай. Там мы встретили перекочевку чабанов-животноводов, которые спускались с дальнего джайлоо (пастбищ) на осеннее и зимнее стойбища. Все, как полтора века назад, делали наши предки: впереди на лошадях сидели женщины с детьми, нарядно одетые. За ними шли лошади, кобылы с жеребятами, потом - навьюченные верблюды. На них был весь скарб животноводов: юрта, ширдаки, ала кийизы, колыбели и другие вещи. И уже потом - отара овец и крупный рогатый скот, джигиты, погонявшие его. Чувствовалась радость животноводов - они возвращались с упитанным скотом и на зиму подготовились хорошо. Ничто за 100-150 лет почти не изменилось. И в XIX в. по такой же схеме наши предки перекочевывали с одного места на другое.
Ландшафт, географические условия Алтая напоминают нынешний Кыргызстан: вдали видны белоснежные высокие горы. Ниже растут невысокие деревья. Такие же, как у нас, флора, резкоконтинентальный климат. Единственное отличие, как мне показалось, долины и степи оказались чуть более шире и длиннее. Невольно в голову пришла мысль о том, что когда далекие предки покинули Алтай и стали искать новое кочевье на западе, то искали именно такое же место или, по крайней мере, похожее на него.
Город Алтай, как наш Нарын, расположен среди высоких гор, здесь проживают 650 тыс. человек. Половину жителей составляют казахи, около 1/5 части - ханзу, остальные - монголы, татары, дунгане, немного узбеков и кыргызов. Последние приехали в Алтай в поисках работы и учебы. Для нас очень важными и ценными оказались экспонаты местного музея, где хранятся петроглифы, сокровища археологических раскопок, каменные балбалы, предметы, отражающие быт и культуру населения Алтая с древнейших времен и до сегодняшних дней. Абсолютно все экспонаты исторического музея лишний раз доказывают то, что Алтай и Кыргызстан входят в один историко-географический и историко-культурный ареал.
В пригородном селе Кайнар мы посетили курган шириной 35 м, длиной 70 м. Вероятно, здесь был похоронен богатый человек или вождь племени. На территории кургана расставлены в один ряд каменные балбалы двух форм, в народе их называют “Сынташ” или “Молоташ”. Первые - большие по форме и размеру, по нанесенным на них орнаментам не похожи на каменных балбалов, имеющихся в Кыргызстане. Во вторую группу входят маленькие, по размеру они не отличаются от каменных балбалов, найденных на территории Кыргызстана.
В 23-25 км от г. Алтая, в местечке Дуулат, мы прошлись по галерее петроглифов. Судя по технике, форме, сюжетам, петроглифы относятся к эпохе ранней бронзы. И можно сказать, что они абсолютно идентичны с петроглифами Кыргызстана - Саймалуу Таш, Суук Дєбє: можно рассмотреть людей, которые охотятся на дичь, коз, архаров, быков и других животных.
Кыргызы-ламаисты Тарбагатая
Затем экспедиция взяла курс в Тарбагатай. Он находится на северо-востоке Синьцзянь-Уйгурского автономного района и граничит с Казахстаном. В Дорболжунском районе в небольших селах Чынмий, Чадыжы, Калажын, Экисуу, Оркошар живут и трудятся около трех тысяч кыргызов, представляющих такие кыргызские племена, как мундуз, баарын, сарыбагыш, сарт, найман, керей. Эти названия отражают не только их символическую принадлежность к тому или иному племени, здесь сохранилось этническое племенное самосознание. Безусловно, первичным является этноним “кыргыз”, и этот уровень развития в плане этнической самоидентификации очень важен. Понимая, что их мало и живут они изолированно от других кыргызов КНР, что выбор жениха и будущей супруги также узкий, заботясь о здоровом поколении, чтобы не было кровосмешения близких родственников, они очень бережно следят за сохранением этнического племенного сознания. Например, юноша из племени мундуз никогда, даже через 10-15 поколений, не возьмет в жены девушку из этого же племени.
Кыргызы Тарбагатая оказались здесь еще в XVII веке, когда царило иго Джунгарского ханства. Они были насильно переселены в эти места, и кто знает, сколько им пришлось пережить, пока новая земля не стала им если не родной, то хотя бы не ссыльной чужбиной!
Кыргызы Тарбагатая стали ламаистами, последователями одного из направлений буддизма: джунгарские правители поставили условие, согласно которому для того чтобы получить землю, пастбища для скота и воду, они должны были перенять их религию. Кыргызы Тарбагатая не знают ислама, для них эта вера абсолютно чужда. Чужды и мусульманские обряды, обычаи, в особенности похоронные. Имена тарбагатайских кыргызов в абсолютном большинстве монгольские.
В то же врем у них сильно сохранилось этническое самосознание, и это связано с несколькими факторами. Из-за религиозного фактора кыргызы почти не вступают в брак с казахами. Из-за языкового барьера - в брак с монголами и ханзу. Безусловно, сыграли свою роль и другие социально-культурные позиции. Кыргызы оказались в естественной изоляции от других этносов, что также сыграло решающую роль в сохранении национального самосознания. Но здешние кыргызы, можно сказать, полностью потеряли родной язык. Абсолютно все. От мала до велика говорят на казахском языке. Дети учатся в казахских школах, литература на кыргызском языке отсутствует. Почти ничего не знают о кыргызской культуре, литературе, народном творчестве. Даже о таких эпосах, как “Манас”, “Курманбек”, “Эр Тєштїк”, не говоря о других сферах культуры. Правда, есть отдельные люди, которые побывали в Кыргызстане и имеют представление о кыргызском народе, однако их насчитываются единицы. Все в основном занимаются животноводством и земледелием - выращивают зерновые и технические культуры по заказу государства.
Итак, посетив эти места, мы взяли курс на запад - в Илийскую Казахскую автономную область.
Илийские кыргызы
Они расселены в восьми районах - Чапжал, Кулжа, Нылкы, Кънес, Тогузторо, Текес, Монгол Кере, Коргос. Их насчитывается около 20 тысяч. В основном живут дисперсно, не считая кыргызских автономных айылов - Коктерек в Текесском районе и Шаты в Монгол Къресском районе, где они живут весьма компактно. Здесь, кстати, имеются средняя и неполная средняя школы.
В селе Коктерек две трети населения составляют кыргызы, чьи дети учатся в кыргызских школах. А вот графика арабская, хотя учебники на кыргызском языке. Руководители автономных айылов - кыргызы, имеются и свои писатели, композиторы и артисты. Юноши и девушки, окончившие Кєктерекскую среднюю школу, как мы узнали, получили прекрасное образование в крупных городах КНР, где теперь и работают.
На территории Или кыргызы жили еще в XIX веке, да и раньше. В середине XIX в. русские исследователи Ч. Валиханов и В. Радлов были в Текесе. Илийцы в один голос утверждают, что их предки давно освоили эту землю.
На западе, до берегов Иссыккуля, и на востоке, до Кунеса и Жылдыза, они выходили на джайлоо со своим скотом. Осенью и зимой спускались до нынешнего места жительства и Иссыккуля. Кыргызы заселяли правую сторону реки Текес, а казахи - левую. И всегда жили дружно, выручали друг друга, скот держали близко, на праздники ходили друг к другу в гости. Кстати, количество скота по сей день является критерием богатства.
Летом, примерно в мае-июне, часть населения вместе со своим скотом выезжает на джайлоо, ведь держать в селах большое количество скота невозможно и невыгодно. Поэтому в селах остаются только те, кто в состоянии обрабатывать землю и заготовлять сено, корм на зиму, или же те, которые не могут выехать высоко в горы. Состоятельные семьи - а их примерно 10-15% населения - имеют свыше 300-500 овец, 40-50 лошадей, 30-45 коров. Семьи со средним достатком составляют 50-60% населения, и они имеют в среднем 150-200 овец, 15-20 лошадей, 10-15 коров. Как мы выяснили, по нашим стандартам скот стоит недорого. Местные кыргызы в последнее время активно возделывают землю, и это является немалым подспорьем в доходах семьи. Почти каждая семья имеет 3-4 га земли, половина которой засеивается пшеницей, ячменем, кукурузой, а половина отводится для выращивания культур по заказу государства - кукуруза, подсолнух, кыжы (из него вырабатывают масло). Они неплохо освоили аграрную культуру ханзу и уйгуров. В среднем с гектара получают 40-45 центнеров зерна. В то же время некоторые кыргызы постепенно начинают приобщаться к торговле и бизнесу. Например, в селе Аксуу Монгол-Къресского района из пяти ресторанов только один принадлежит кыргызской семье.
Дома в Или, как и у всех кыргызов КНР, одинаковые, абсолютное большинство жилья состоит из трех комнат, построенных в один ряд. В середине - одна комната и по одной - по двум сторонам. Во всех комнатах имеются сёёръ (приподнятые полы). Крыши у всех домов плоские. Если раньше их покрывали глиной и саманом, то сейчас стали применять цемент с песком. Здешние кыргызские семьи, как и в других районах Китая, в основном имеют двоих детей. Женитьба сыновей и выдача замуж дочерей строго построены на традиционной основе, они требуют колоссальных и ненужных материальных затрат и много времени. Представители кыргызской интеллигенции, проживающие в г. Урумчи, с сожалением говорили о том, что после свадьбы своих детей (как и при похоронах) отдельные зажиточные семьи могут опуститься до уровня среднего благосостояния, а семьи со средним достатком - до уровня бедных. К тому же обязателен калым за девушку, и в большом объеме.
Кыргызы Аксуу
После Или наш путь лежал в Аксууйскую область. Она находится в северо-западной части Синьцзяна и граничит с Кыргызстаном. В Аксуу кыргызы в основном живут в двух кыргызских автономных айылах - Боз Ден в Онсуйском оодане (районе) и Жамансуу - в Уч-Турфанском районе. Здесь они живут вместе с уйгурами и ханзу, всего более 10 тыс. кыргызов. Эти два села находятся очень близко к перевалу Бедел, через который кыргызы переходили из Китая в Кыргызстан и обратно.
Большинство жителей села Боз Ден состоит из тех кыргызов, которые в 1916 году в результате национально-освободительногодвижения бежали в Китай, спасаясь от карательных отрядов царской России. Переходившие через перевал Бедел кыргызы в первую очередь попадали в этот айыл, а потом уходили дальше: кто в сторону востока, то есть в Или, кто-то в сторону запада, - в Какшаал - Акчий.
Когда кыргызы пришли в Аксуу, здесь жили уйгуры, вся территория была освоена ими. Из-за нехватки земельных угодий, джайлоо кыргызы были вынуждены перейти к земледелию, хотя скот себе все же оставили.
В селе Боз Ден имеется кыргызская неполная средняя школа, а после окончания 8-го класса дети кыргызских семей продолжают обучение в районном центре, в уйгурской или китайской школах, хотя в последнее время появилась тенденция обучать детей именно в китайских школах. Мы убедились, что хотя кыргызы Аксуу живут и трудятся бок о бок с уйгурами, влияние последних на быт, культуру, язык немалое, самоидентификация кыргызов все еще сильная.
В ходе экспедиции мы увидели, что этнокультурный процесс среди кыргызов протекает в зависимости от места проживания, этнического состава. Там, где кыргызы живут в большом количестве и компактно, созданы все объективные условия для воспроизводства этнической культуры, хотя они окружены крупными этносами ханзу, казахов и уйгуров.
А. АСАНКАНОВ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН КР, лауреат Государственной премии в области науки и техники КР. |