Юрий СИГОВ, Вашингтон
Все больше американцев предпочитают работать на дому, с гибким рабочим графиком, без стоящего над душой начальника и сплетен сослуживцев
В нынешнюю эпоху всемирной глобализации и процветания разного рода компаний и бизнесов в самых удаленных от цивилизации уголках света, чуть ли не главной целью жизни для многих людей (особенно молодых) становится карьера. Ради нее даже самые трезвомыслящие головы готовы бросить родной дом, родителей, близких, и иногда даже - собственную жену и детей: лишь бы продвинуться на ступеньку ближе к заветной вершине служебной лестницы. Параллельно с этим безумным стремлением к карьерным вершинам множится повсеместно и число тех, кому вся эта карьерная суета просто претит. Молодые и среднего возраста мужчины и женщины в самых разных странах мира сидят на своем опостылевшем рабочем месте и думают: хоть бы куда-нибудь податься, где нет всевидящего ока начальства, где твои соседи по кабинету не подслушивают-подсматривают, чем ты занят в данный момент, кто тебе звонит, и не обсуждают, в каких туфлях или чулках ты пришла на службу. А посему в тех же Соединенных Штатах каждый день растет число желающих начать свой собственный бизнес, быть самому себе командиром и нести полностью ответственность за сделанную работу, а не перекладывать ее результаты на плечи сослуживцев и начальства.
Лучше самому заниматься бизнесом, чем растить детей
Для Америки, где даже представители состоятельного среднего класса давно уже вынуждены работать по два взрослых человека в семье (что уж говорить о нижнем среднем классе, где на одну зарплату просто выжить нереально), вопрос занятия бизнесом и работой на дому стоит особенно актуально. Согласно статистике, почти половина всех «домашних» компаний или рабочих мест на дому принадлежит женщинам, у которых нет собственного постоянного места работы, и у которых мужья работают в частных компаниях. Конечно, как считают американские специалисты-психологи, растить детей и заниматься с ними на дому - дело для женщин благородное. Но ведь что получается: оно не оплачиваемо, пенсионный стаж за этот труд не заработаешь, да еще и подруги, которые делают в это время карьеру, будут смотреть на тебя, как на «погрязшую в домашних делах хозяйку-наседку». Поэтому-то все больше американских женщин сейчас начинают свой собственный бизнес на дому, причем зачастую им в этом нисколько не помогают мужья и другие родственники. Шеми Флинт долгое время работала адвокатом в одной из офшорных компаний, ездила по разным странам, согласовывала юридические вопросы разного рода торговых контрактов и вроде бы жила припеваючи. Однако после рождения первого ребенка босс компании решил ее обратно в штат сотрудников не привлекать, мотивируя это прошедшими сокращениями. Что же оставалось сделать в этой непростой ситуации Шеми? Правильно - начать свой собственный бизнес на дому. К тому же у Шеми и ее мужа не было лишних денег, чтобы нанимать для маленького ребенка сиделку (а в Америке - это очень дорогое удовольствие), поэтому было решено, что работать Шеми будет, но только из собственного дома. Несколько раз Шеми ругалась со своим мужем из-за того, что он, приходя с работы, жаловался жене на ворчливого начальника, на то, что каждое утро ему приходится одевать выглаженный костюм, и что босс крайне неохотно отнесся к просьбе о предоставлении отпуска. «Да как ты смеешь жаловаться, - возмущалась Шеми.- Ведь у тебя есть работа, а другие люди, у которых ее нет, должны тогда вообще повеситься?». Поворчав и повысказывав своему супругу недовольство собственным вынужденным бездельем, Шеми решила начать писать книжки. Естественно - детские, потому что объект для содержания книги был перед глазами - собственный ребенок. Для начала она написала книгу под названием «Мой сын в Сингапуре», и подвесила ее содержание на Интернет. Затем она расширила географию книжных творений: «Мой сын в Азии», «Мой сын в зоопарке», «Мой сын - в цирке» и так далее. Все эти рукотворные шедевры она не просто разместила на своем сайте, но и параллельно стала предлагать тем, кто будет читать новеллы и повести, различные марки кофе и азиатского чая. Она сама закупала кофе и чай через своих родственников в Азии, а уже в Америке продавала наложным платежом эти товары вместе со своими книжными новинками всем желающим. За время раскручивания собственного бизнеса, Шеми научилась железной самодисциплине и развила в себе повышенную мотивацию к достижению поставленных перед собой целей. Теперь все время у Шеми разделено на три части: сначала она отвозит одного ребенка в школу, а другого - в детский сад, и сразу же принимается за работу. Потом забирает детей на обед, вновь отвозит их на вторую половину дня - и опять берется за работу. И, наконец, вечером, когда дети уже улягутся спать, она опять пишет свои книги-опусы, и отвечает на электронные послания клиентов, желающих купить у нее кофе и чай.
на дому как на дому
С учетом того, что все больше и больше американцев стараются организовать свой собственный бизнес на дому и работать, не выходя из собственного дома или квартиры, стремление стать «боссом для самого себя» приобретает в стране растущее число поклонников. Но если мы с нашей с вами «колокольни» посмотрим внимательно на то, как такой домашний бизнес функционирует, то наверняка очень сильно удивимся. Вот как складывается типичный рабочий день на дому у Скотта Адамса - художника-мультипликатора, который работает в своем собственном офисе, сделанном рядом с кухней, уже на протяжении десяти лет. Встает он в 5 утра, кормит кота, чтобы тот его не доставал в течение нескольких следующих часов. Затем Скотт начинает работать: его завтрак составляет один банан и одну банку диетической пепси-колы (по оценкам медиков-диетологов - это самая вредная для организма человека жидкость, но американцы себя без диетической кока-колы или пепси-колы просто не мыслят). Сочиняет свой «художественный блог» Скотт до 7 утра, затем рисует новые сюжеты для мультфильмов до 11 часов. Затем легкий обед - салат и вся та же диетическая «химия». Потом телефонные звонки и переговоры с заказчиками рисунков к мультфильмам. И так - день за днем. Скотт практически не общается с живыми людьми напрямую (только по Интернету и посредством обычной почты), не ходит на мероприятия и тусовки, не смотрит телевизор и не читает газет. Зато у него есть время придремнуть в течение рабочего дня час-два, а по дому он расхаживает не в костюме-тройке с галстуком, а в пижаме с плюшевыми тапочками на ногах вместо черных лакированных ботинок. Доволен ли Скотт своим бизнесом? «Конечно, есть минусы в моем деле: я не хожу на работу каждый день в офис, и значит - нахожусь как бы вне людского коллектива. Но мне этот коллектив и не нужен вовсе. Мне и самому хорошо: а с кем надо по бизнесу, для обсуждения сделок и продажи моих рисунков для студий мультипликации, я встречаюсь в любом случае - пусть не так часто, как в обычной жизни при обычной работе, но мне вовсе не скучно». Не горит желанием Скотт и перейти на работу с фиксированным рабочим режимом. «Я привык просыпаться рано, и сразу же начинать работу. Зачем мне ждать 9 часов утра, когда на работу приедут все клерки обычных офисов и учреждений?» - говорит он. К тому же Скотт не упомянул о весьма важной составляющей подобного домашнего бизнеса, которая присуща Америке и некоторым другим странам (к примеру, Сингапуру, Гонконгу, Лихтенштейну) - это быстрая регистрация компании и частного бизнеса. Подумайте только, каких усилий потребуется, чтобы открыть свое дело (да тем более - на дому) в том же Казахстане, России и даже Австралии - и никого «надомничества» не захочешь. А вот в США все это можно сделать вообще не выходя из квартиры: заходи на Интернет, заполняй все необходимые документы и основной полис, подтверждающий финансовые вопросы, подпиши и отправь по почте в офис по регистрации мелкого и среднего бизнеса.
Моя комната - мой офис
По словам уже набивших себе руку «частных бизнесменов», очень важно выделить в собственной квартире или на дому одну из комнат исключительно для собственного офиса. При этом все члены семьи должны не просто знать, что «это мамин или папин кабинет», но и соблюдать определенные «деловые часы», когда в этот самый кабинет желательно не входить, чтобы не мешать работающему там «надомнику». Желательно также перевести телефонную линию отдельно в рабочий кабинет-комнату, чтобы ваши дети не хватали без дела трубку при звонках, и не отвечали самым важным клиентам, будто они сейчас собираются в школу, а папы (или мамы) дома нет, потому что они ушли в магазин за покупками. Все больше в Соединенных Штатах появляется и услуг по предоставлению так называемых «виртуальных бизнес-адресов», которые, как правило, размещены в больших офисных зданиях в центре города. В таких помещениях на вашу компанию выделяется одна телефонная линия, факс, и специально настроенный автоответчик. Оттуда же вам на дом будут пересылать деловую корреспонденцию и другие почтовые отправления. Все эти услуги будут придавать вашему домашнему бизнесу необходимый деловой имидж и внушать уважение к нему клиентов. Также рекомендуется завести свой собственный корпоративный вебсайт, который те же веб-дизайнеры могут сделать в течение одного дня (получить свой собственный домен в США - дело пары дней, и его поддержание стоит примерно 100 долларов в месяц). Опять-таки человек, который наметил создать свой собственный домашний бизнес, должен сразу же определиться: он хочет иметь нечто серьезное и уважаемое у других или просто заниматься «развлекунчиком», то есть вести свое домашнее хобби, а принесет оно деньги или нет - дело уже десятое. Важен вопрос и питания, причем для Америки и на дому работающих сотрудников - это может стать настоящей катастрофой. Известно, что большая часть американцев крайне специфически (по крайней мере - по нашим с вами понятиям) питаются. Обычный «завтрак» господина Скотта я уже выше приводил. Поэтому, я думаю, что если кто из жителей Казахстана или России подобным образом будет питаться даже неделю - то язва желудка и голодные обмороки просто гарантированы. К тому же, практически не двигаясь, никуда не выходя подолгу из дома и в основном сидя перед компьютером или телефонным аппаратом, рядовой надомный американец, тем не менее постоянно что-нибудь жует и пьет кока-колу. За счет этого «перманентного питания» даже самый здоровый человек вскоре станет похож на обрюзгшего тюленя, а элементарный обмен веществ в организме может такой, с позволения сказать, «диетой» быть нарушен на долгие годы. Поэтому тем, кто намеревается в Америке начинать надомный бизнес, сразу же советуют: размещайте холодильники как можно дальше от своего офиса-комнаты, и не ходите без особой надобности на кухню, даже когда вам просто нечего делать. И, наверное, самое главное, что требуется от того, кто решит посвятить свои усилия ведению бизнеса из собственной квартиры или одной из комнат дома. Это - сама идея продажи или покупки того или иного товара. Если такая идея самого бизнеса успешна и хорошо продуманная - то не имеет значения, откуда такой бизнес будет вестись - из дома или из делового офиса в центре города. Хорошая идея - она и в Африке хорошая идея, и принесет деньги тому, кто ее грамотно просчитал и осуществил. А во всем остальном работа на дому имеет существенные преимущества над обычной работой в какой-то конторе или офисе, которые иногда находятся от вашего дома на расстоянии многих километров. «Я не плачу вообще денег за бензин и не имею машины. У меня нет никаких расходов на транспорт, и мои дети всегда при мне - и их не надо отдавать в детские сады», - говорит ведущая бизнес дома Кейси Ричардс из штата Вашингтон. «У меня также есть чувство собственного достоинства, которое я особенно испытываю, когда что-то в моем домашнем бизнесе получается. Я ведь все сделала без начальства, без посторонней помощи и своими руками», - говорит Кейси. И даже неудачи ее не особенно расстраивают. «Я не вижу причин, по которым в случае неудачи я смогу на кого-то это свалить. Зато есть возможность самому разобраться в чем была ошибка, и быстро ее выправить, не ожидая, что это сделают за тебя твои сослуживцы или начальство», - считает она. Итак, все по домам - и за работу?
|