9 навыков, которые помогут тебе за рулем Алексей МОТОРНЫЙ
http://www.caravan.kz/article/?pid=147&aid=6753
В дальней дороге или в режиме “такси” по городу ездят сегодня многие водители. И даже самые опытные из них совершают ошибки – только потому, что не смогли справиться с усталостью. Как этого избежать?
1. Двигайте глазами
Глаза постоянно должны находиться в движении, это способствует лучшему взаимодействию с окружающей средой. Если вы пристально смотрите в одну точку, в поле зрения возникает кратковременное “слепое пятно”. Потому чаще смотрите по сторонам.
Где бы вы ни ехали, осмотрите участок дороги перед собой. Начните с линии горизонта слева от вас и оглядите все до линии горизонта справа – “сканируйте” эту картинку.
Поможет простая тренировка: используйте линию горизонта как внешнюю границу, но при этом сконцентрируйтесь, чтобы четко видеть то, что находится между вами и ею. Закройте на мгновение глаза и мысленно проведите “инвентаризацию” того, что увидели. Повторите осмотр. В этот момент мысленно разбейте полученную картинку на шесть или восемь кадров. Сравните первый кадр со вторым. Забавно и поразительно находить при этом детали, ранее не замеченные.
Когда овладеете этим приемом, попробуйте применить его во время движения. Разбивая полученную при обзоре картинку на несколько снимков знакомой обстановки, вы серьезно улучшаете вероятность собственных правильных действий – в правильное время.
2. Заглядывайте вперед
Во время езды и рассматривания знакомых уже картинок смотрите вперед, в ту точку, из которой на водителя надвигается новая информация. Без этого нельзя увидеть перспективу, позволяющую, к примеру, увеличить скорость.
Без нужной перспективы езда на высокой скорости будет напоминать перемещение в густом тумане: ехать надо, а куда – непонятно. Взгляд вперед способствует концентрации.
Однако одного только пристального взгляда в ту сторону, куда мы едем, недостаточно. Учитесь прогнозировать ситуацию на трассе. Как только объект, на который вы так пристально смотрели, оказывается ближе к вам, переключайтесь на те, которые еще далеко, забегайте вперед. Такое перемещение очень важно на большой скорости, способность заглядывать вперед уменьшает вероятность аварий.
3. Не паникуйте!
Перегрузки, страх или неверное использование исходящих сигналов могут привести к неприятным последствиям. Например, если на большой скорости мимо водителя пролетает слишком много объектов, мозг иногда может не успевать их обработать.
Причиной может быть неспособность длительной концентрации взгляда на дороге впереди машины, особенно когда скорость лишь увеличивается. Это вызывает тревожность, и когда поле зрения сужается, тревожность только возрастает. Если ситуация не меняется, глаза фиксируются в одной точке, и сканирование окружающей действительности прекращается. А результатом становятся страх и паника. А паника за рулем – всегда плохо. Мозг, атакованный страхом, выдает организму неправильные команды: “Посмотри вон туда немедленно!” (вместо того чтобы смотреть в направлении движения) или “Немедленно тормози!” (в середине поворота).
4. Завершайте дела
Неопытного водителя выдают его торопливые движения. Но они часто являются признаком не того, что у водителя еще слишком мало навыков, а того, что он пренебрег завершением их получения и совершенствованием. Так же, как в американском футболе, игрок-ресивер должен убрать от себя мяч, прежде чем бежать с ним, так и водитель должен завершить одно движение руками, прежде чем начать другое.
Парадокс состоит в том, что полное выполнение одной задачи дает вам больше времени для правильного начала другой. При отработке навыка одни и те же действия мы учимся выполнять быстрее, и, немного потренировавшись, можно четко понять, когда совсем не нужно торопиться, а когда, наоборот, просто необходимо.
Если возникают трудности в вождении, убедите себя в том, что на самом деле у вас больше времени для размышлений, чем вы думаете. Постарайтесь найти несколько лишних сантиметров траектории движения, во время которых можно сделать более плавное движение рукой. Этого вполне достаточно, если правильно применить полученное благодаря им время. Результатом станет еще один автоспортивный парадокс: чтобы ехать быстро, вам нужно замедлиться.
5. Не спешите на поворотах
Какую скорость можно считать чрезмерной? Ту, которая мешает вам выполнить нужный маневр так, как вы задумали. Но если вы заезжаете слишком быстро в повороты, это нарушит ваши планы.
Первоочередная задача тормозов – замедление автомобиля с целью достижения нужной скорости и получения нужной траектории движения. Машина может затормозить быстрее, чем она разгоняется. То есть на одинаковом отрезке пути тормоза совершают более значимые изменения в скорости машины, чем педаль газа. Главное в вождении – не скорость, а контроль. Контроль над скоростью и контроль над собой.
Все время, когда мы находимся за рулем, мы принимаем решения. А принимаем мы их, не только руководствуясь опытом, но и по ощущениям. Хотя на самом деле они могут стать отвлекающим фактором.
Въезжая в поворот на слишком большой скорости, водитель может выиграть несколько сотых долей секунды и получить ощущение из разряда “Вау, как я несусь!”, но в итоге скорость окажется не такой быстрой, как ему кажется, и он, наоборот, может потерять несколько секунд.
6. Не стоит переутомляться
При хорошей технической подготовке от водителя требуется меньше физических усилий, потому что современные машины хорошо сбалансированы. Однако менее хорошо проработанная техника вождения требует столько физической и эмоциональной подготовки, сколько нужно в условиях постоянно возникающих аварийных ситуаций.
Даже прирожденный талант к вождению не заменит обучения и упорных тренировок. Но крайне важно не переусердствовать с этим. Иначе эффект будет противоположным.
7. Что вами движет?
Если вы за рулем только для собственного удовольствия, тогда вам совершенно ни к чему совершенствование навыков. Однако физиологические лимиты этих навыков для вас могут быть намного выше, практически безграничными, что может породить мотивы к их достижению.
В наше время такое огромное значение придается постоянному самосовершенствованию и стремлению к победе над чем-то, что мы часто забываем об уроках, которые можно извлечь из поражений.
Запомните: сам факт попытки сделать что-то, даже если это “не работает”, порой открывает двери, которые в противном случае навсегда остались бы закрытыми. Маленькие ошибки могут вести к огромным успехам. Больше, чем сотни нотаций и объяснений, вас впечатлит собственная неудача при вхождении в поворот. Она оставит долгий след в памяти и поможет в следующий раз избежать ошибки.
8. Мистика “зоны”
Езда на машине — это тоже спорт. Большая часть любого спорта состоит в достижении ощущения того, что ты делаешь все правильно. Это некий сплав науки и искусства, иногда с примесью неизвестной магии. Чувство при этом бывает действительно сродни мистическому. Вы достигаете некой “зоны”, где все идет правильно: все делается вовремя, все движения плавные, все навыки реализуются на высоте, все действия водителя за рулем происходят быстрее, лучше и точнее. В “зоне” его усилия оптимальны, не чрезмерны, выносливость повышена, водитель едет “внутри себя”. Его концентрация настолько высока, что кажется, будто время замедлилось благодаря его уверенности в себе и контролю над происходящим вокруг.
9. Распознайте усталость
Все в дороге изменяется динамично: температура, износ шин, обстановка вокруг, волнение, ускользающие возможности – и утомление. Когда вы устаете физически, первым делом нужно активизировать свое чувство здравого смысла. Переутомление делает траекторию вашего движения неряшливой, вы теряете точность, работа с педалью газа делается более грубой, и действия водителя не перетекают плавно одно в другое, как раньше.
Неспособность распознать свои ошибки, предугадать развитие событий и подстроиться под них – все это признаки потери концентрации и переутомления. Нет ничего загадочного в том, почему от этого страдает качество вождения. Водитель устает от пребывания в состоянии постоянной готовности, но в то же время ему нельзя расслабиться.
Переутомление – как снежный ком: усталые мускулы непроизвольно сокращаются и тем самым расходуют лишнюю энергию, снова увеличивая усталость. Переутомление вызывает концентрацию водителя не на дороге, а на собственном теле, его ощущениях. Придерживайтесь правила трех ошибок: три умственные или физические ошибки подряд означают, что вам нужно сбросить скорость, а то и вовсе остановиться и отдохнуть.